Морфологические признаки имен существительных постоянные

Какие постоянные и непостоянные признаки есть у существительного

В средней школе на уроках русского активное внимание уделяется морфологическому анализу. К 6 классу у детей формируется представление обо всех основных грамматических характеристик, а также умение их определять. Одна из важных тем — существительное и его признаки.

Что это за часть речи

Десять частей речи распределены по трём группам — самостоятельные, служебные, междометия. Существительное находится в первой группе, при этом у него есть свои отличительные характеристики:

  • обозначает предмет (его обобщённое значение);
  • имеет род;
  • используется в разных числах и падежах.

Обозначает любые предметы — неодушевлённые тела, человека, животных, характеристики, действия, отношения или отвлечённые понятия. Убедиться, что это именно данная часть речи, можно через вопросы (Кто? или Что?) или их падежные формы (Кому? О чём? и др.). Существительные различаются по постоянным и непостоянным характеристикам — грамматическим категориям, изучение которых обычно начинается в 4 классе (некоторые школы начинают с 3 или 5 класса).

Постоянные признаки

Основная особенность постоянных признаков — неизменность в разном контексте. То есть, в какой форме бы ни стояло существительное, какую бы роль в предложении ни исполняло, определенный набор свойств будет его сопровождать. Постоянных признаков существительного в русском языке пять.

  1. По способу называния:
    – нарицательные — именуют однотипные вещи;
    – собственные — отличают уникальные объекты из ряда типичных. Это имена, прозвища, страны, реки, названия медийных изданий, компаний, фирм и т. д.
  2. По значению:
    – конкретные существительные — те, что могут быть восприняты органами чувств (потолок, дверь);
    – абстрактные — действия (игра, процесс), отвлечённые понятия (тоска, обида), особенности (голубизна);
    – группы предметов или лиц, объединённых однородным критерием (стадо, свора), относятся к собирательным;
    – субстанции, материалы (сахар, смола, вакуум) — это вещественные существительные.

Конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные существительные
По роду. Характеристика указывает, имеет ли обозначаемый предмет женскую (ж), мужскую (м) или среднюю (ср) родовую принадлежность. У одушевлённых имен род совпадает с полом (подруга, дочь — женский; товарищ, кум — мужской). У неодушевлённых эту категорию можно определить по согласованию с прилагательными:

Есть имена существительные (плакса, неряха, копуша и др.), которые можно использовать для обозначения принадлежности как к женскому полу, так и к мужскому.

  • По принадлежности к классу существ:
    – одушевлённые называют существ (друзья, жираф);
    – неодушевлённые — не обладающих признаками жизни (шкаф, разговор).
  • По склонению, которое определяет характер изменения существительного по числам и падежам.
  • Склонения имени существительного

    Окончания проверяются по начальной форме.

    Есть ещё одна характеристика — число, но постоянной она является только для не изменяющихся по этому параметру имен (например: надежда, клЕщи).

    Непостоянные признаки

    На изменения этих грамматических признаков имени существительного влияет контекст, а также связь с другими ченами предложения. Падеж отражает синтаксическое взаимодействие слова с управляющими и зависимыми, узнается через вопросы:

    • к одушевлённым существительным — Кто? (именительный), Кого? (родительный), Кому? (дательный), Кого? (винительный), Кем? (творительный), О ком? (предложный).
    • к неодушевлённым — Что?, Чего?, Чему?, Что?, Чем?, О чём?. По окончанию становится понятно, в единственном (вилка, торт) или множественном (коровы, телефоны) числе поставлена эта часть речи.

    Непостоянные признаки — падеж и число

    Пример морфологического анализа существительных

    Помимо описанных выше постоянных и непостоянных признаков, к характеристикам существительного относят синтаксическую роль. Вместе эти критерии задают план морфологического разбора:

    1. Первоначальный вид;
    2. Лексико-грамматические группы и форма имени существительного;
    3. Синтаксические признаки — роль анализируемого слова в предложении.

    Сперва анализируемая часть речи выписывается в той падежной и числовой форме, в какой она стоит (предлог при наличии выносится за скобки). Чтобы разобраться с изначальным видом, нужно узнать вид существительного в именительном падеже. Возможная роль в предложении — подлежащее, дополнение, сказуемое, обстоятельство и т. д. Чаще всего встречаются первые два варианта.

    Например: Сначала я разузнаю подробности. Слово «подробности» в исходной форме сохраняет то же окончание, потому что винительный падеж неодушевленных имен совпадает с именительным.

    Постоянные характеристики: является нарицательным, неодушевлённым, абстрактным, женского рода, третьего склонения.

    Непостоянные: стоит в винительном падеже, во множественном числе.

    Роль в предложении: разузнаю (кого? что? – косвенный падеж) подробности – дополнение.

    Имя существительное

    Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи, ведь существительным является почти каждое второе слово русского языка!

    Имя сущестительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    • Конкретные предметы окружающего мира – картина, корабль, дом .
    • Живые существа и растения – девочка, собака, акула, клен, кактус .
    • Явления природы – снег, вьюга, радуга, солнце .
    • Общественные явления – парад, восстание, война .
    • Вещества – нефть, серебро, газ, золото .
    • Географические названия – Россия, Австралия, Волга, Амазонка, Урал .

    Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояния, тоже могут являться именами существительными:

    Синева, глупость, вежливость (свойства, качества)

    Беготня, давка, решение (действия)

    Сон, волнение, веселье (состояния)

    Это слова хоть и не обозначают конкретных предметов, но имеет значение предметности и отвечают на вопрос что?

    Итак, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая:

    1. Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
    2. Имеет грамматические признаки: род, число, падеж.
    3. Изменяется по падежам и числам.

    В предложении существительное может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством или сказуемым.

    Постоянные признаки имен существительных:

    Непостоянные признаки имен существительных:

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    Имя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительных

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Выбранный для просмотра документ КОНСПЕКТ.docx

    « Имя существительное. Постоянные

    морфологические признаки имён существительных».

    Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

    морфологические признаки имени существительного».

    Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

    воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

    Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
    Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

    I.Организационный момент
    Вступительное слово учителя.
    Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

    II.Актуализация опорных знаний

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение

    Вступление.
    Итак, заседание начинается.

    Давно живу я в мире этом

    Даю названия предметам. (имя существительное)

    Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

    Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

    1)Вопросы учителя к эпиграфу

    -Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

    -Объясните значение слова «язык».

    — Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание?

    Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

    Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
    В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
    -Что такое имя существительное? ( я считаю, я думаю)

    — Что обозначает имя существительное?

    — На какие вопросы отвечает имя существительное?

    — Каким членом предложения является?

    Докладчик (Пархоменко Д.)

    Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

    А теперь предлагаю размять наши пальчики.

    III. Гимнастика для пальчиков.

    — О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

    Работа со словарём.

    Выпишите из словаря все существительные на букву С. ( салют, свобода, секрет, солдат)

    — Докажите что это существительные.

    — Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

    Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

    — Что вы сейчас перечислили?

    V. Сообщение темы, постановка цели урока.

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

    -Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? ( морфологические признаки)

    — На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
    Имя существительное

    1. Собственное- нарицательное Число

    2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

    — Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

    ( 2 группы признаков имён существительных) ( постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

    — какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков ) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

    Изучение нового материала

    У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

    (работа в группах), (собственные и нарицательные), ( разноуровневые карточки).

    1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

    На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

    (собственные и нарицательные)

    2).Найди и исправь ошибки.

    Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

    Какое правило не знает Незнайка?

    Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

    Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

    — Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

    3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь .

    Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло ( столица Нарвегии). (Со́ло ( итал. Solo — один) — исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом .)

    Задание №2 ( работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

    — Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

    Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

    — Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

    Задание №3(род, склонение)

    (Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. ( У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

    Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

    Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

    Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

    — Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

    -Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

    — Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

    — Как определить склонение?

    -Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

    — Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

    Непостоянные морфологические признаки имён существительных

    — Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

    — как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

    — Докажите свою точку зрения . (3-4 примера устно)

    — Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

    сохранить мотивацию учения.

    Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

    VII. Подведение итогов

    Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

    Какие задачи мы ставили перед собой?

    Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

    Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

    — Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

    Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

    — Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

    Выбранный для просмотра документ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.pptx

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Имя существительное Постоянные признаки Непостоянные признаки Собственное – нарицательное Одушевленное – неодушевлённые Род Склонение Падеж Число

    Имя существительное ? ? Собственное – нарицательное Одушевленное – неодушевлённые Род Склонение Падеж Число Постоянные признаки Непостоянные признаки

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Сегодня мы узнаем… научимся… попробуем…

    • Артемова Елена Александровна
    • Написать
    • 5718
    • 04.06.2014

    Номер материала: 121069060423

    • 04.06.2014
    • 589
    • 04.06.2014
    • 908
    • 04.06.2014
    • 619
    • 04.06.2014
    • 1775
    • 04.06.2014
    • 1010
    • 04.06.2014
    • 817
    • 04.06.2014
    • 1021

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Таблица морфологических признаков.

    Подробности Родительская категория: Русский язык и литература Обновлено 26 Октябрь 2015

    Таблица морфологических признаков.

    Части речи

    Постоянные признаки

    Непостоянные признаки

    1)разряд: качественное, относительное, притяжательное

    2)полное или краткое (у качественных)

    3)степень сравнения (у качественных)

    1)простое, составное или сложное

    2)количественное или порядковое

    3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)

    2)род (у порядковых)

    3)число (у порядковых)

    1)разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное

    1)число, род (имеют не все местоимения)

    1)наклонение: изъявительное, условное, повелительное

    2) время (в изъявительном наклонении)

    3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)

    4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)

    1)действительное или страдательное

    1)полная или краткая форма (у страдательных)

    2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)

    3) степень сравнения

    Образец морфологического разбора глагола.

    I. Прислушайтесь — глагол, обозначает действие: (что сде­лайте?) прислушайтесь.

    Начальная форма — прислушаться.

    II. Морфологические признаки.

    Постоянные признаки: совершенный вид, возвратный, непереходный, I спряжения;

    Непостоянные признаки: повелительное наклонение, 2-е лицо, множественное число;

    III. Вы (что сделайте?) прислушайтесь

    В предложении является сказуемым.

    Образец морфологического разбора существительного.

    I. Ночь — имя существитель­ное, так как обозначает предмет: (что?) ночь.

    Начальная форма — ночь.

    II. Морфологические признаки.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, III склонения;

    Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число;

    III. Наступила (что?) ночь

    В предложении является подлежащим.

    Образец морфологического разбора прилагательного.

    I. Длинный – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета: (какой?) длинный.

    Начальная форма – длинный.

    II. Морфологические признаки.

    Постоянные признаки: качественное;

    Непостоянные признаки: в полной форме, мужской род, единственное число, именительный падеж;

    3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

    План разбора имени существительного

    Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

    Образцы разбора имён существительных

    В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – поезд.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

    (шедшем) (из) Петербурга

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
    2. Н. ф. – Петербург.
      А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
    2. Н. ф. – Москва.
      А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

    (ехал) в отделении

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – отделение.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

    (в отделении) (для) курящих

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
    2. Н. ф. – курящий.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
    3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – поручик.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль приложения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – Климов.
      А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль подлежащего.
    Читать еще:  Причины патологии плода при беременности
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector