В Пять Лет Что Должен Знать И Уметь Ребенок

Что должен уметь ребенок 5 лет: основные навыки и умения мальчиков и девочек

Многие родители по достижении их ребенком 5-летнего возраста начинают готовить его к школе. В связи с этим у мам и пап возникают сомнения по поводу навыков и знаний своего чада. Одним кажется, что малыш очень мало знает, а другие уверены в его исключительных способностях. Для того чтобы не переусердствовать в стараниях или не пропустить важные пункты развития, необходимо знать, что должен уметь ребенок в 5 полных лет.

Основные умения и навыки ребенка 5 лет

В этом возрасте дети становятся очень любознательными. Они готовы впитывать различные знания, изобретать новые приспособления для своих игрушек и сочинять собственные истории. При этом малыши проявляют самостоятельность и выражают желание помогать взрослым. В пять лет ребенок должен хорошо освоить основные умения и навыки:

  • Использование столовых приборов. Дошкольник не только должен уверенно держать ложку и вилку, но и понимать, для каких блюд они применяются. Он должен уметь разделить большой кусок пищи на маленькие, переложить еду из одной тарелки в другую.
  • Уход за своим телом. К данному пункту относятся чистка зубов, мытье рук, намыливание и смывание гигиенических средств с туловища, обтирание полотенцем.
  • Одевание и снимание одежды. Для нормально развивающегося ребенка не составляет трудности самостоятельно одеться и раздеться. Он знает, в каком порядке одеваться (сначала нижнее белье, потом штаны и футболка и т. д.).
  • Внятная речь. Дети умеют говорить предложениями по 6-8 слов. Их речь осмысленная, они могут объяснить, что их беспокоит.
  • Ролевые игры. Дети могут играть группами, распределяя роли для каждого участника.
  • Использование карандашей, ручек, ножниц. Ребенок не только должен правильно держать канцелярские принадлежности, но и уметь нарисовать и вырезать фигуру.
  • Уверенная координация движений. В этом возрасте ребенок бегает и прыгает, ходит по лестнице с предметами в руках.

Физическое развитие детей

У многих детей в данный период происходит резкий скачок в росте. В связи с этим очень важно соблюдать режим дня питания. К этому возрасту будущие мужчины, как правило, выше девочек, грудная клетка также немного шире. Основные физиологические параметры детей отражены в таблице.

Дети в этом возрасте очень подвижны. Главные показатели их развития – двигательные навыки и мелкая моторика. Малыш должен уметь:

  • бегать в быстром режиме без остановки и особых усилий не менее 1-1,5 минут;
  • пробегать расстояние 200 м;
  • стоять и подпрыгивать на одной ноге;
  • прыгать с возвышения 20-40 см;
  • сохранять равновесие при передвижении по скамье шириной 25 см;
  • перепрыгивать и перешагивать через линии и невысокие преграды;
  • лазать по спортивной лесенке;
  • ловить мяч или более мелкие предметы, подброшенные вверх;
  • бросать предметы поочередно разными руками на расстояние 3-6 м;
  • кидать мяч в цель, отдаленную на 2 м;
  • дошкольников можно научить кататься на двухколесном велосипеде (подробнее в статье: как быстро научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде?).

В 5 лет развитый ребенок умеет складывать пазлы, собирать из конструктора различные фигуры, выкладывать аппликацию по предложенному образцу, срисовывать несложные рисунки и рисовать геометрические фигуры. В домашних условиях моторике помогают развивающие игры.

Умственное развитие

Дети учатся анализировать происходящее вокруг и высказывать свое мнение. Они готовы воспринимать новую информацию, поэтому в этот период важно развивать умственные способности будущего школьника в детском саду или дома. Ребенок должен уметь:

  • считать от 1 до 10;
  • знать, чем отличаются простые геометрические фигуры, называть их;
  • сравнивать количество предметов;
  • описывать расположение предметов по отношению друг к другу и к себе;
  • пользоваться знаками «+», «-», «=»;
  • правильно произносить все звуки (исключение «р»);
  • описывать произошедшие с ним события, составлять короткие рассказы;
  • создавать описание картинки при помощи связанных предложений;
  • запоминать короткие стихи, считалочки, поговорки;
  • распознавать основные цвета и оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • назвать свои личные данные (фамилию, имя, адрес проживания, имена родителей);
  • находить отличия на развивающих картинках;
  • называть овощи и фрукты;
  • отличия между днем и ночью;
  • правильно переходить дорогу.

Многие дети в этом возрасте начинают читать по слогам и выполнять простые задания. Также для ребенка в 5-6 лет не составляет труда запоминать иностранные слова, которые он неоднократно слышал. Если родители начинают готовить малыша к школе, необходимо учитывать, что пятилетние дети основную часть информации усваивают в игровой форме, поэтому все задания предпочтительнее проводить в форме игры, а не школьного урока. Нельзя насильно заставлять учиться и ругать за допущенные ошибки.

Бытовые навыки

В современном мире высоких технологий дети быстро овладевают навыкам пользования компьютером, планшетом, мобильным телефоном, телевизором. Однако в этом возрасте особое внимание необходимо уделить простым бытовым умениям.

Если ребенок к пяти годам не научился убирать за собой игрушки или застилать постель, самое время научить его этому. Нужно, чтобы малыш знал, откуда он взял предмет и куда его нужно положить. Для обучения ребенка следует несколько раз показать, как это делает мама. За старания ребенка всегда нужно хвалить, несмотря на то, что результаты будут далеки от идеала.

Необходимо приобщать дошкольника к уборке в доме. Следует ему дать простое задание – вытереть пыль или полить цветы. Для развития интереса к уходу за домашними растениями можно завести комнатный цветок, за которым будет присматривать только ребенок. Ему будет интересно наблюдать, как благодаря его стараниям вырастают новые листочки.

К 5 годам малыш должен научиться аккуратно вешать свои вещи на стульчик. Для его рубашек и футболок нужно приобрести небольшой стул, до спинки которого он сможет легко дотянуться. Ребенка необходимо приучить самостоятельно расчесывать волосы утром и перед сном. Дошкольники должны обладать умением завязывать себе шнурки.

Если ребенок проявляет интерес к кулинарии, следует его поощрять. Ребенок в 5 лет сможет самостоятельно сделать себе и родителям бутерброды из предварительно нарезанных продуктов. Во время готовки малыш сумеет просеять муку, подать маме ложку или миску.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетки должны уметь взаимодействовать в коллективе. Они легко входят в контакт, как со своими сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми. 5 лет – это возраст, когда ребенку будет комфортно в различных кружках и секциях. В этот период дети понимают, что есть малыши младше, требующие особой защиты и заботы.

Дети в 5 лет способны запомнить, в каких магазинах родители приобретают различные товары. Они осознают, что продукты покупают за деньги, знают, что такое сдача, цена. В этом возрасте можно приобрести ребенку первую копилку.

В эмоциональном развитии ребенка 5 лет также происходят большие изменения. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Умеют сдерживать эмоции, мало спорят и не капризничают. В этот период начинает формироваться характер. Становится понятным, будет ли ребенок застенчивым.

Однако в 5 лет у родителей есть возможность бороться со стеснительностью дошкольника, чтобы облегчить ему адаптацию к школе. Для этого следует предлагать ему игры, к которым взрослый легко способен привлечь других детей.

У ребенка проявляются чувства справедливости и сострадания, симпатия и антипатия. Он может пожалеть бездомного щенка или заступиться за слабого товарища. При этом малыш болезненно реагирует на несправедливую критику или замечания от родителей при посторонних людях. В связи с этим, необходимо осуществлять воспитательный процесс без свидетелей.

Развитие девочек и мальчиков

К пяти годам дети хорошо осознают свою половую принадлежность. Как мальчики, так и девочки негативно реагируют, если кто-либо выскажет сомнение в их принадлежности к определенному полу.

В этом возрасте дети начинают четко очерчивать круг мужских и женских обязанностей, девчоночьи и мальчишеские игрушки. Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам. Им больше нравятся ролевые игры, в которых они ассоциируют себя со взрослыми персонажами.

Девочки предпочитают играть с различными игрушками. В играх они используют привычную модель жизни и семьи. Играя, девочка нередко представляет себя в роли мамы, ребенком при этом становится любимая кукла.

Примером для мальчика является отец или дедушка, а для девочки – мать или бабушка. Девочка наблюдает за поведением мамы, старается подражать ее манерам, что отражается на играх. Мальчики повторяют многие действия отца. Однако немалое влияние также оказывают окружающие. Пятилетние дети запоминают поведение взрослых и переносят усвоенную модель в круг своих сверстников.

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Читать еще:  Как узнать пол ребенка калькулятор

Содержание:

  • Мышление
  • Развитие памяти и внимания
  • Развитие речи
  • Физическое развитие
  • Мелкая моторика
  • Социально-бытовые навыки
  • Эмоциональное развитие

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

Читать еще:  План Занятий С Ребенком 3 4 Лет Дома

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Развитие детей в возрасте 5 лет. Что должен уметь делать ребенок в пять лет?

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Читать еще:  Пальчиковые Игры Для Малышей До Года В Стихах

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: Самодиагностика и тестирование

В этой статье родители познакомятся с нормами умственного и физического развития, а также узнают, что должен уметь ребенок в 5 лет.

  • Параметры оценки;
  • Обратите внимание.

Параметры оценки

Что должен уметь ребенок в 5 лет?

Если говорить о физическом развитии, то пятилетний ребенок умеет многое. Это вполне самостоятельная личность со сложившимся характером, мнением и поведением.

Физически дети этого возраста очень активны, они умеют стоять и прыгать на одной ноге, кувыркаться, кататься на роликах, коньках, лыжах и даже на двухколесном велосипеде. Они способны рисовать сложные геометрические фигуры, простые пейзажи, портреты знакомых людей, четко улавливая их особенности.

Дети могут есть с помощью вилки, набирать себе еду, убирать за собой со стола.
Ребенок не только полностью сам себя одевает и раздевает, но и способен помогать делать это другим детям.

Словарный запас пятилетки значительно увеличен. Они активно используют в речи эпитеты и сравнения, по качеству их речь приближена ко взрослой. Дети этого возраста способны вести полноценный диалог, монолог, здраво рассуждать и спорить.

Ребята должны знать достаточно большое количество стихов, сказок, рассказывать, легко пересказывать своими слогами прослушанную информацию. У них развито не только логическое, но и ассоциативное мышление. Говоря о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, не забываем, что в таком возрасте ребенку не должно уже составить труда оглашение своего имени и фамилии, улицы, где он живет, имен самых близких родственников и, возможно, их места работы.

Пятилетки уже способны легко называть в правильной последовательности месяцы и дни недели.

Дети должны знать элементарные правила безопасности и соблюдать их, например, знать, для чего нужен светофор и на какой свет можно переходить дорогу, правила поведения в обществе и что делать, если к ним обратится незнакомец.

Видео «Развитие речи у детей 4 — 5 лет. Развивающие игры для детей пятого года жизни»:

Что должен уметь ребенок в 5 лет: Обратите внимание

С какими проблемами могут столкнуться родители?

Прежде всего, родители должны понимать, что это возраст, когда ребенок уже полноценно оценивает себя как личность и ждет этого от окружающих. Родители не должны подчинять себе малыша, не воспитывать его так, как удобно им, запугивать, указывать на свое доминирование, наказывать эмоционально.

В этом возрасте ребенок стремительно подражает взрослым и в тоже время показывает свой характер. От того, насколько правильно поведут себя родители в этот период, зависит, каким вырастет их малыш.

Прежде всего, родителям нужно обратить внимание на то, как ребенок знакомится с новыми людьми, насколько комфортно чувствует себя в незнакомой обстановке, умеет ли вести себя в коллективе, ведь совсем скоро ему предстоит пойти в школу. Обращайте внимание на взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, особенно на то, что должен уметь ребенок в 5 лет уже уважать своих собеседников, слушать их не перебивая, не грубить.

Это возраст, когда родители уже начинают пожинать плоды своего воспитания, но у них еще есть возможность откорректировать его в случае необходимости.

Надеюсь, что эта статья помогла вам найти ответ на вопрос «Что должен уметь ребенок в 5 лет».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector