Как Разговаривать С Ребенком Если Он Не Слушается

Содержание
  1. Как Разговаривать С Ребенком Если Он Не Слушается
  2. Как разговаривать с маленьким ребёнком, чтобы добиться послушания
  3. Почему дети не слушаются? 5 причин — и 5 советов родителям
  4. Непослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание
  5. Ситуация 1: слишком умный
  6. Ситуация 2: слишком мала
  7. Ситуация 3: слишком послушная
  8. Как разговаривать с ребёнком, если он не слушается: практические советы
  9. Как разговаривать с ребёнком, если он не слушается: практические советы
  10. Ошибки в общении с ребёнком
  11. Основные принципы
  12. 10 фраз в общении с малышом
  13. КАК НЕ НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ ОН ВАС СЛУШАЛСЯ. И КАК НАДО
  14. Ситуация 1. Ребенок не играет в игрушки, а швыряет их в разные стороны.
  15. Ситуация 2. Ребенок на что-то сильно злится и крушит все вокруг.
  16. Ситуация 3. Ребенок не хочет идти чистить зубы.
  17. Ситуация 4. Ребенок не хочет кушать.
  18. Ситуация 5. Ребенок не хочет убираться в комнате.
  19. Ситуация 6. Ребенок не может успокоиться и кричит.
  20. Ситуация 7. Ребенок не слушается вас и вы готовы взорваться.
  21. Как Разговаривать С Ребенком Если Он Не Слушается
  22. Шаг 2: Позволяйте ребенку «остыть»
  23. Шаг 3: Дайте выход энергии
  24. Шаг 4: Сдерживайте обещания
  25. Шаг 5: Ведите диалог
  26. Шаг 6: Будьте хорошим примером

Как Разговаривать С Ребенком Если Он Не Слушается

Как разговаривать с маленьким ребёнком, чтобы добиться послушания

«Он стал капризничать, вредничает», «совершенно не слушается», «все делает назло» — на все лады звучат жалобы родителей, по сути, об одном и том же: ребёнок не слушается. Как взять ситуацию в свои руки и добиться послушания от ребёнка?

Послушание – добровольное подчинение авторитету

В дошкольном детстве таким авторитетом для ребёнка однозначно являются родители, с поступлением в школу вторым после родителей авторитетом становится первый учитель, в подростковом возрасте родители остаются авторитетом, если только в дошкольном и школьном возрасте сумели стать другом своему ребёнку.

Послушание. Как к нему относиться?

Учеными доказано, что ребёнок с самого рождения безграничнодоверяет тем людям, которые постоянно находятся рядом. То есть своим родителям. Поэтому всё, что скажут родители в адрес своего чада, он примет безо всяких сомнений. Многие родители желают защищать и оберегать своих детей от жизненных трудностей, при этом они всеми способами стараются оградить детей от проявления инициативы и требуют от них безусловного послушания во всем. Такие дети удобны для родителей, они молчаливы и не высказывают своего мнения.

Но… воспитывая ребёнка послушным, родители не задумываются о том, а удобно ли будет ребенку в дальнейшем в жизни, сможет ли он отстоять свои убеждения и добиваться успехов. Ведь именно такие послушные дети проживают свои жизни для других, ради других, не смея в течение всей жизни изгнать из себя маленького раба, которого в него заложили родители. Ведь рано или поздно все дети сталкиваются с необходимостью брать на себя ответственность, решать самостоятельно возникшие проблемы и находить выход из трудной ситуации, то есть рано или поздно ребёнок всё равно начнёт проявлять непослушание – для него это прохождение возрастных кризисов.

Как же правильно разговаривать с ребёнком, когда он маленький, чтобы ребёнок был послушным, и вы остались для него авторитетом.

Часто родители сразу, как только малыш начинает разговаривать, желают приучить ребёнка быть послушным. В возрасте 1-2 лет ребёнка приостанавливают, одергивают и поучают. Для малыша такого возраста слова родителей «нельзя», «хватит», «больше так не делай» имеют краткосрочный эффект, ведь он исследует мир, ему всё интересно! Поэтому, реакция малыша вполне естественна, он не слушается и поступает так, как считает нужным. Дома должна быть обязательна система определённых правил, которые включают в себя не только «нельзя», но и «можно». Правильно будет говорить спокойным доброжелательным тоном, когда и ребёнок спокоен тоже: «Вот так делать нельзя, а вот так можно». И вы, совершая экскурсию по дому, постепенно приучаете ребёнка к правилам. В целом детям нравятся правила, они охотно их соблюдают, пока не входят в пору возрастного кризиса, где просто неизбежны противоречия. И тогда от родителей зависит, чтобы и кризис ребёнок «прошёл» благополучно и вы как родитель свой авторитет сохранили, не поломав личность ребёнка.

Начало: становится ребёнку 2,5 -3 года, и родители впервые по-настоящему хватаются за голову: «ребёнка как подменили. » Начиная с этого возраста, самим родителям следует вести себя правильно, а не стараться добиваться у ребёнка послушания всеми методами принуждения. В этом возрасте начинается формирование у ребенка таких качеств характера как самостоятельность, решительность и целеустремленность. В случае же жесткой дисциплины и повышенных требований родителей, наказания его за каждое непослушание ребёнок сдаётся и постепенно теряет интерес к познанию мира. Вместо стратегии ругать, лучше отвлекать внимание ребёнка и убирать подальше опасные предметы. В этом возрасте часто у детей случаются бурные эмоциональные реакции, в том числе истерики. Ругать, стыдить, наказывать ребёнка будет означать фиксацию на подобном способе реагирования. Лучше спокойно сказать: «Я подожду, когда ты успокоишься» и удалиться (если вы уверены, что жизни ребёнка в этот момент ничего не угрожает). Если это случилось на улице или в магазине: вместо слов (которых ребёнок в этот момент просто не услышит) и шлепков, молча берите ребёнка подмышку и несите домой. В глубине души каждый ребёнок, несмотря на своё непослушание и стремление противоречить, знает: взрослый прав. Строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни, особенно касающимся безопасности жизни ребёнка. В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому. Например, одевая, задайте ему вопрос: «Ты хочешь надеть штаны или комбинезон?», за завтраком спросите: «Будешь кушать йогурт или кашу?» Ребёнок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются. Итак: используйте систему стимулирующих вопросов вместо прямых приказаний и альтернативный подход. И продолжайте транслировать систему правил с позиции «нельзя – можно»: «на обоях рисовать нельзя, а на листе, ватмане (который, например, к стене прикрепить) можно», «кусаться нельзя, а кусать резиновую игрушку можно», «бить по маме нельзя, а по подушке можно», «обнимать и целовать друг друга можно всегда».

Продолжение: В возрасте 3-6 лет дети начинают реагировать по-разному на поведение своих родителей, они уже умеют оценивать их действия и поступки. Часто именно в это время родители недоумевают, почему ребёнок стал отбиваться от рук, он не слушает, отказывается выполнять поручения и может резко ответить на наставления родителей. Происходит это в том числе и потому, что срабатывает «зеркальце»: сначала ребёнок смотрит на родителей и через их личный пример начинает вести себя также. Помните, что слушание — это «улица с двухсторонним движением». Если ребёнок обращается к вам с фразой, просьбой, и вы несколько раз сказали: «Подожди, мне некогда»; «сейчас-сейчас», «да отстань ты», пройдёт совсем небольшой период времени, и когда вы будете обращаться к ребёнку, его реакция будет такой же. Покажите ему пример, перестав заниматься своими делами и действительно выслушав его, когда он что-то говорит вам.
Советы родителям:

* Помните, что выбор слов и тона голоса очень важен для привлечения внимания ребенка и его послушания.

  • Будьте поближе к ребёнку, поглаживайте его по руке и смотрите ему в глаза прежде, чем начнёте говорить.
  • Формулируйте ясно и чётко, что вы от него хотите. Просьба «Давай положим игрушки спать» воспримется ребёнком спокойнее, чем приказ: «Иди, уберись в своей комнате»
  • Избегайте фраз, начинающихся с трех «запрещённых» слов – «Если», «Ты» и «Почему». «Если» воспринимается ребенком как угроза, «Ты» — как сигнал «нажима» на него, а «Почему» — требует от ребёнка объяснения своего поведения, чего он зачастую не может сделать в силу возрастных ограничений. Поэтому лучше говорить: «Нужно поскорее позавтракать, одеться, и пойдём гулять» вместо «Если ты не позавтракаешь и не оденешься, мы никуда не пойдём».
  • Предупреждайте ребёнка заранее о предстоящих действиях: «Пора идти на улицу, или одеваться, или чистить зубы, или идти обедать», чтобы он морально был к ним готов.
  • Разбивайте задание на более мелкие части, давая одну инструкцию за раз; и предоставьте ребенку время выполнить одну просьбу, прежде чем дадите следующее поручение. В таких случаях, когда ребёнок не успевает, вы часто можете услышать от него свой собственный ответ, например: «У меня же не десять рук»
  • Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов. Например: вместо «Ой, мы опаздываем! Ты слышишь меня? где твоя обувь? Сейчас же надевай!» лучше сказать просто: «Надеваем обувь и выходим»
  • Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка. Это могут быть таблички, картинки, на которых нарисована последовательность одевания, например. Или звонок будильника к обеду.
  • Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того, чтобы кричать для привлечения внимания ребенка. Некоторые дети слушают более внимательно, если плохо вас слышат. Пение простых песенок или даже просто интонация пения часто привлекают и удерживают внимание детей.
  • Если вы хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, попытайтесь заменить команду вопросом. Вопрос: «Что надеть на прогулку?» будет более конструктивен, чем приказные фразы.
  • Если время поджимает, поможет введение соревновательного момента в процедуру сборов, сказав, например: «Спорим, ты не наденешь куртку раньше, чем прозвенит будильник» или предложите посоревноваться, кто из вас быстрее оденется (и, конечно, дайте ему выиграть); маленькие дети очень любят соревновательный эффект.
  • Стойте рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он сосредоточен на вас; помните, что внимание маленьких детей очень быстро рассеивается. Команды, выкрикнутые из соседней комнаты, обычно игнорируются.
  • Почаще хвалите ребёнка, особенно если он выполняет ваши поручения независимо от качества: «Молодец, сам надел носки», «Умница, все карандаши сложила в коробочку» и т.д.
Читайте также:  14 день цикла вероятность забеременеть

В завершение: Детям непременно нужно предоставлять право выбора, но при этом выбор должен быть разумным и ограниченным. Непослушные дети учатся на своих ошибках, а послушные не учатся совсем. Не стоит родителям добиваться абсолютного и во всём послушания ребенка, а надо стараться поощрять его добрые начинания и стремление к творчеству. Не одергивайте детей постоянно и не наказывайте за каждую провинность. Дети на то они и дети, чтобы шалить и проказничать. Родителям необходимо набраться терпения и спокойствия. Если вы хотите, чтобы ребенок настроился слушать вас, наверное, вам нужно говорить меньше. Помните, нормальное общение подразумевает умение и слушать и говорить, поэтому будьте родителями, подающими такой пример детям.

Не становитесь для своего ребёнка ни тираном, ни рабом. Оставайтесь ведущим в вашей команде, более опытным, знающим, старшим, но прежде всего — другом!

Почему дети не слушаются? 5 причин — и 5 советов родителям

Непослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя «нормально», взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: «хорошие» мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают «не беспокоить» родителей и других важных людей, «не создавать проблем», «не сердить» и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки».

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: «Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы. «.

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять «особое» положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются «давить».

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. «Скажи, что сказала только что мама. Ну!». Молчание. «Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку. «

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: «Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!».

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее «Почему ты до сих пор это не сделал?». Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет. Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: «Чудо, а не ребенок!». А маме не по себе: «Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее. » Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути «оживить» ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача. При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные «обзывалки»: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: «Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!». Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Читайте также:  Календарь для определения пола ребенка

Как разговаривать с ребёнком, если он не слушается: практические советы

Как разговаривать с ребёнком, если он не слушается: практические советы

Всепоглощающая любовь к ребёнку может сыграть с его родителями злую шутку. Дети, которым всё прощают, закрывают глаза на грубость или невнимательность, становятся неуправляемыми, ленивыми и даже агрессивными. Если вовремя не обратить внимание на неправильное поведение малыша и не скорректировать общение с ним, вы перестанете понимать своего ребёнка в будущем, получая в ответ на просьбы протесты, обиды и истерики. Как же правильно разговаривать с крохой, чтобы тот научился слышать и понимать своих родителей?

Ошибки в общении с ребёнком

Даже идеальная мама позволяет себе совершить ошибки. К ним относятся:

  • Употребление нежелательных фраз.
  1. «Делай, как хочешь». Это показывает безразличие со стороны родителей, и малыш привыкает, что маме всё равно, стараясь каждый раз преодолеть ту грань, где равнодушие сменяется заботой или критикой. Если вы хотите дать ребёнку больше самостоятельности, обсудите с ним возможные варианты решения ситуации, дайте совет.
  2. Например: сын просится гулять поздно вечером, а мама не хочет его отпускать. После длительных уговоров, она устало отмахивается от ребёнка, предоставляя ему право выбора, хотя можно было мотивировать заняться чем-то интересным и дома в безопасной обстановке.
  3. «Нельзя, потому что я так говорю». Часто родители не аргументируют причину, заставляя детей беспрекословно подчиняться их решению. Малыш соглашается, но со временем отказывается принимать запрет, скрывая от родных свои действия. Простой пример — вредные привычки.
  4. «Мама тебя тёте отдаст. Будешь себя плохо вести — любить перестану». Подобные фразы чреваты психологическими травмами, синдромом нелюбимого ребёнка и комплексами, которые малыш обретёт в будущем.
  5. «Убери руки, дай сама сделаю». Когда у малыша что-то не получается, дайте возможность ему исправить ошибки самостоятельно. В ином случае — комплексы неудачника и нежелание пробовать новое останутся у крохи на всю жизнь.
  • Игнорирование плохого поведения. Нельзя равнодушно относиться к баловству малыша, думая, что так ему быстрее наскучит. Напротив, ребёнок будет искать ту границу, переступив которую вызовет у вас гнев и другие эмоции, а значит, привлечёт внимание.
  • Сравнивание малыша с сыном или дочкой соседей, родственников, знакомых — прямое снижение самооценки детей уже в раннем возрасте.
  • Перекладывание ответственности за воспитание. Постоянно работающая мама может оправдывать некультурное поведение ребёнка тем, что им занимались бабушка или воспитатели. Однако не стоит забывать, что правила и нормы прививаются в семье, и все недостатки характера малыша — зеркальное отражение его родителей.
  • Агрессия. Умеренная строгость в воспитании детей позволяет быть более ответственным за свои действия. Однако наказания в виде физического воздействия негативно отражаются на психическом здоровье малыша.

Избегая ошибок в отношениях со своими детьми, вы уже прививаете ему навыки поведения, благодаря которым общаться с ними становится легче. Но как разговаривать с ребёнком, если он не слушается, не опускаясь до крика и физического воздействия?

Основные принципы

В общении с маленьким человеком стоит придерживаться правил:

  • Разговаривайте спокойный тихим голосом.
  • Не переходите на крик или излишне эмоциональный тон: кроха должен слышать слова, а не раздражение.
  • Старайтесь не употреблять слово «нет». Заменяйте его альтернативным «если». Если доешь суп — дам десерт. Если не станешь бегать по дому — пойдем вместе играть в мяч.
  • Объясняйте причину отказа. Ребёнок должен понимать, почему мама не разрешает ему смотреть мультики или играть на планшете, есть конфеты или ходить без шапки. Зная причину запрета, дети легко смиряются с ним и в дальнейшем делают правильно без напоминания.
  • Не торопите кроху.
  • Не преуменьшайте величину проблемы. Если малыш плачет из-за потерянной игрушки, поймите, что эта вещь ценна для него. Найдите вместе решение проблемы, но не ругайте из-за ненужных эмоций.
  • Говорите чётко, правильно разъясняя свою просьбу. К примеру, не просто командуйте «убери игрушки», а поясняйте, чтобы ребёнок понял, что именно вы хотите: «Возьми коробку, сложи туда кубики и машинки, чтобы на полу было чисто».
  • Чаще просите прощения за неправильные слова и употребляйте слово «пожалуйста».

10 фраз в общении с малышом

Существует множество слов, превращающих констатацию факта и суровое замечание в приятные для ребёнка предложения. Если вы цените общение с ребёнком, или вам тяжело с ним разговаривать, попробуйте найти замену привычным словам:

  1. Не смей так делать — тебе не кажется, что надо поступить по-другому?
  2. Быстро убери игрушки — что ты сначала хочешь сложить: книжки или игрушки?
  3. Не буду покупать тебе машинку, я уже сто раз говорила — ты уже спрашивал: я отвечала.
  4. Если не сложно, помоги маме, пожалуйста.
  5. Ты неправильно сделал — давай посмотрим, как по-другому можно выйти из этой ситуации.
  6. Я же простила подмести пол — я вроде просила, чтобы ты что-то сделал. не помнишь, что именно?
  7. Быстро делай уроки — когда допишешь сочинение, сходим в парк.
  8. Ты маму обидел, я сейчас плакать буду (ребёнку становится жаль маму).
  9. Папа тебя накажет. Вместо этого — отец расстроится.
  10. На детское «не хочу» реагируйте правильно: если малыш не хочет спать, не заставляйте его это делать, а предложите посмотреть сны или набраться сил для предстоящей прогулки. Фантазируйте!

К ребёнку нужно применять индивидуальный подход. Попробуйте применить перечисленные методы, не опускаясь до поощрения необходимого поведения в виде подарков или разрешений. Если малыш категорически отказывается Вас понимать, возможно, проблема не только в нём, и придётся пересмотреть поведение всей семьи, включая и самого близкого — маму.

КАК НЕ НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ ОН ВАС СЛУШАЛСЯ. И КАК НАДО

Вы давно говорили, что вот, дескать, эти психологи вечно говорят родителям, как не надо делать и как не надо разговаривать с детьми. А как надо — не говорят! Согласны с вами. Поэтому опросили знакомых психологов на предмет конкретных формул продуктивного общения с детьми в ситуациях, готовых выйти из-под контроля. Мы всё записали.

Ситуация 1. Ребенок не играет в игрушки, а швыряет их в разные стороны.

Обычно взрослый говорит в таком случае: «Прекрати все разбрасывать!». Но это не работает. Попробуйте альтернативный подход: «Солнышко, ты бросаешь эти игрушки, потому что они тебе не нравятся? Я правильно тебя понимаю?». Если ребенок подтверждает вашу догадку, кивает в ответ, продолжайте разговор: «Давай тогда их уберем в шкаф на верхнюю полку, игрушкам будет лучше, если никто не будет их ломать. А когда готов будешь поиграть — достанем». Если ребенок говорит, что игрушки нравятся, но он хочет их бросать просто так, переключите его внимание на то, что игрушки не подходят для этой цели. «Игрушки могут сломаться, и у тебя больше не будет этих игрушек, потому что мы не сможем купить точно такие же. К тому же ты можешь ранить кого-то, если попадешь в него игрушкой. Давай швыряться чистыми носками, словно снежками на улице!».

Ситуация 2. Ребенок на что-то сильно злится и крушит все вокруг.

Обычно взрослые хотят немедленно прекратить негативные реакции детей и злятся на них в ответ, приказывая: «Прекрати немедленно!», «Перестань злиться!». Но перестать злиться не просто! Попробуйте понять ребенка и помочь ему справиться со злостью: «Знаешь, я тоже злюсь, это нормально. Но я умею побеждать злость одним крутым приемом: я издаю крик воина. Давай вместе изо всех сил покричим, издадим крик воина — и злость вместе с ним из тебя выйдет». Маленьким детям такой игровой прием будет понятен и нагляден, а с подростками про умение выпускать негативную энергию можно говорить без таких метафор, разумеется, и подбирать свой способ контроля и успокоения.

Ситуация 3. Ребенок не хочет идти чистить зубы.

Обычно взрослые нетерпимы к ситуациям непослушания и реагируют топорно: «Сейчас же чисть зубы, я сказал(а)!». Но можно набрать воздуха полной грудью и спокойно спросить: «Кто пойдет первым чистить зубы — ты, папа или Таня/Света/Антон?». Если ребенок маленький, и вы сами чистите ему зубы, спрашивайте чуть иначе: «Кому сейчас первому чистить зубки будем — тебе или маленькой Ирочке?». Как правило, истерики прекращаются, как только малышу предлагается контроль над ситуацией, конкретный выбор, большая определенность. Для многих малышей срабатывает эффект соревновательности — они хотят быть первыми везде, даже в чистке зубов.

Читайте также:  Http www vmeda spb ru

Ситуация 4. Ребенок не хочет кушать.

«Или ты ешь, или ты отправляешься спать голодным!» — подобные угрозы обычное дело в воспитании большинства детей. А попробуйте спросить у него: «Что придумать, сынок, чтобы эта еда стала вкуснее?». Ребенку снова предлагается частичный контроль над ситуацией и он начинает думать в другом ключе, не в ключе отказа от еды всеми правдами-неправдами. Можно добавить в кашу клубничное варенье. Или заменить варенье, или просто нарисовать смешную рожицу, достать из супа весь жареный лук, съесть только картошку, а бульон выпить через трубочку… Попробуйте уточнить, ребенок подскажет. Ну а если от еды объективно отказываются все члены семьи, включая голодного папу, то дело не в капризах, извините.

Ситуация 5. Ребенок не хочет убираться в комнате.

Ребенку трудно навести порядок в большой комнате, даже если непорядок навел именно он. Не кричите на него: «Не выйдешь из комнаты, пока не уберешься!», лучше предложите конкретную помощь: «Слушай, всю комнату за раз тяжело будет прибрать. Давай ты начнешь уборку вот в этом уголочке — сложишь все мягкие игрушки в красную корзину, а все машинки — в синюю, а я соберу пока все бумажки, которые ты нарвал». Маленькому ребенку и самому страшно от бардака, который он натворил, он не знает, с чего начать. А вы своим спокойным тоном и доброжелательностью как раз подсказываете — с чего именно. Задача становится не страшной, с каждой прибранной игрушкой комната становится чище и малыш увереннее расставляет остальные игрушки по местам.

Ситуация 6. Ребенок не может успокоиться и кричит.

Приказ «Прекрати орать!» тут не поможет. Вам нужно установить контакт с ребенком и переключить его внимание на контролируемое дыхание. Глубокое дыхание помогает быстрее прийти в себя. Маленьким детям можно предложить дышать так, словно свечки на торте задуваешь, детям чуть постарше — дышать как Дарт Вейдер или поиграть в игру «Чей вдох-выдох глубже»… Как только вы подключаете игровой момент в трудной ситуации с маленькими детьми, они воспринимают ее уже не как соперничество, а как сотрудничество.

Ситуация 7. Ребенок не слушается вас и вы готовы взорваться.

Ситуации, когда вы предупреждаете за секунду до взрыва: «Мое терпение лопнуло!», могут быть спровоцированы чем угодно. Если вы чувствуете, что с ребенком не удается договориться на ваших условиях, замедлитесь и сделайте для него ваши чувства наглядными. «Послушай, зайка, я сейчас как светофор предупреждаю тебя об опасности. Я вот-вот загорюсь красным цветом. Сейчас я на желтом. Но мне надо вернуться на зеленый, помоги мне это сделать, скажи, что нужно сделать, чтобы мама сейчас стала доброй, а не злой, зеленой, а не красной?». Вам может показаться странным такое обращение, но ребенку — нет. Он включается в эту эмоциональную игру и на удивление быстро понимает суть ситуации и предлагает конструктивные вещи. Не забывая при этом и о собственных интересах. «Я знаю, мамочка, надо сначала дождаться твоей очереди на почте, я тихо-тихо посижу на стульчике и не буду приставать к тебе, а ты мне потом купишь вот такое большое мороженое!».

Некоторые решения, предложенные детьми в ваших «непослушных» ситуациях, могут оказаться такими милыми или смешными, что вы захотите улыбнуться и как по волшебству перестанете злиться.

Советовалась с психологами Оля Иванова

Как Разговаривать С Ребенком Если Он Не Слушается

У каждого ребенка есть собственные раздражители — в своем роде «детонаторы», которые приводят к взрыву. Для одних детей провоцирующими факторами становятся разговоры о школе и успеваемости. Для других — попытки родителей поговорить о «неправильных» друзьях. Для третьих испытанием оказывается поход в магазин, где они прибегают к манипуляциям в виде криков и слез с целью выпросить понравившуюся игрушку или сладость.

Зная «болевые точки» ребенка, заранее оговаривайте с ним условия или предпринимайте продуманные меры. Например, перед неприятным разговором об оценках, настройте сына или дочь на конструктивный лад. Скажите, что цель беседы — просто понять причину проблемы и попытаться найти решение, и ни в коем случае не обвинить или осудить его. И в процессе разговора держитесь строго в рамках темы, даже если у самого ребенка это не получается.

Шаг 2: Позволяйте ребенку «остыть»

Один из актуальных вопросов — что делать, если ребенок не слушается в «агрессивной форме»: начинает бросаться с кулаками, пытается укусить, переходит к оскорблениям. В таких ситуациях главное — не подпитывать его агрессию, втягиваясь в конфликт.

Лучше всего оставить агрессивного ребенка наедине с самим собой, конечно, если при этом он будет в безопасности.

Когда ребенок успокоится и перестанет огрызаться, можно вернуться к диалогу. Во время разговора обязательно упомяните, что каждый раз, когда ребенок будет вести себя подобным образом, вы будете игнорировать его. Потому что вы не хотите злиться на сына или дочь и отказываетесь быть вовлеченным в такие конфликты.

Ребенок должен знать, что вы оставляете его в таких ситуациях одного не потому, что он плохой или нелюбимый, а напротив — потому что вы любите его и не хотите испытывать к нему негатив.

Шаг 3: Дайте выход энергии

Для гиперактивных детей непослушание — не более чем выход накопленной энергии. Чаще всего это происходит, когда ребенок вынужден некоторое время сохранять пассивность. Например, после длительной автомобильной поездки, после возвращения домой из детского сада или школы. Такое состояние можно назвать «энергичным переутомлением», и оно требует выхода.

Самый характерный признак такого поведения — сын или дочь не слушается взрослых беспричинно, словно поставив себе цель противоречить всему, что делают или говорят отец и мать. Это активное сопротивление любым уговорам и просьбам, даже если они в интересах самого ребенка. Он может драться, отказываясь подчиняться.

У гиперактивных детей послушание напрямую связано с тем, насколько эффективно они «разряжаются».

Следите за тем, чтобы ребенок достаточно гулял и был занят активными играми, а после вынужденной «пассивности» в школе или детском саду найдите время для прогулки по парку или посещения игровой площадки по пути домой.

Шаг 4: Сдерживайте обещания

Одна из проблем воспитания — пустые угрозы и обещания. Вам достаточно несколько раз пригрозить сыну или дочери, что накажете его за непослушание, и не выполнить этого, и даже самый маленький ребенок быстро начинает воспринимать ваши слова как пустой звук. И каждый эпизод детского непослушания — всего лишь демонстрация того, что ваши требования и просьбы можно безнаказанно игнорировать.

Приучите себя не бросать слов не ветер.

И если не готовы или просто не сможете выполнить обещание отключить интернет, посадить под домашний арест или отказать в покупке долгожданной игрушки — не угрожайте ребенку этим. Но если озвучили «угрозу» — не отступайте и придерживайтесь своего плана.

Несколько выполненных вами обещаний, сдержанных несмотря ни на что, дают ребенку понять, что границы дозволенного существуют, и переступать их нельзя.

Шаг 5: Ведите диалог

По наблюдениям психологов, для родителей, которые часто сталкиваются с непослушанием своих детей, характерно несколько типичных ошибок. Первая — разговор с сыном или дочерью в безапелляционном тоне: «Мне нужно, чтобы ты сделал», «Я сказал, что ты должен делать вот так!» и т.п.

Вторая ошибка — изначальная настройка на конфликт. Отец или мать, заранее уверенные, что ребенок проигнорирует просьбу или требование, начинают разговор в повышенном тоне. На другом краю шкалы — чрезмерная мягкость и податливость родителей. Своим поведением они демонстрируют, что ребенку достаточно повысить голос или раскапризничаться, как его оставят в покое.

Говорите с ребенком как с равным. Не игнорируйте его реакции и обсуждайте возникшие проблемы так же, как вы сделали бы это со взрослым человеком. Вместо «Ты должен помочь мне» используйте «Хочу попросить тебя помочь мне»; вместо «Ты почему до сих пор не собрал игрушки?!» — «У тебя не получилось собрать игрушки? Давай, ты поможешь мне полить цветы, а затем мы вместе попробуем убраться в твоей комнате» и т.д.

Шаг 6: Будьте хорошим примером

Если в присутствии ребенка вы позволяете себе в недостойном тоне общаться с собственными родителями или повышаете голос на супруга — не удивляйтесь, что сын или дочь истерит в ответ на ваши просьбы и отказывается их выполнять. Ваши поступки противоречат вашим словам, и ребенок отлично это понимает.

Поэтому возьмите за правило решать собственные проблемы с родителями или второй половинкой в отсутствии детей. Не требуйте от них выполнения правил, которые сами же игнорируете. Этим вы полностью лишаете себя авторитета в глазах ребенка и естественно, что ожидать от него послушания в таких ситуациях — практически безнадежная затея.

И помните: какой бы пример вы ни подавали, он будет примером для подражания. Потому что, сознательно или нет, но ребенок повторяет ваши поступки как единственно верные с его точки зрения.

IMother.su