- Как проверить слух у грудничка
- Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях?
- Особенности развития слуха у младенцев
- Как проявляется патология?
- Методы проверки слуха
- Рефлекс Моро
- Методика И. В. Калмыковой
- Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях?
- Методы проверки слуха
- Аппаратные обследования
- Определение реакции мозга на звук (ABR)
- Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
- Погрешность исследований
- Проверка слуха родителями
- Рефлекс Моро
- Метод Калмыковой
- Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?
- Формирование слуховой функции
- Скрининг после рождения
- Как проверить в домашних условиях?
- Как проверить слух у новорожденных в роддоме и самостоятельно: методы исследования и результаты
- Как проверяют слух у новорожденного в роддоме
- Особенности детей с нарушением слуха
- Аппаратные обследования
- Определение реакции мозга на звук (ABR)
- Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
- Импедансометрия
- Погрешность исследований
- Рефлекс Моро
- Метод Калмыковой
- Как проверить слух у новорожденного самостоятельно
- Внимание к ребенку
- Когда следует обратиться к врачу?
- Как проверить слух у грудничка
Как проверить слух у грудничка
Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях?
Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?
Особенности развития слуха у младенцев
Слух у младенца развивается постепенно, это связано с незрелостью нервной системы, которая должна принимать и обрабатывать получаемые сигналы извне. День за днем способности малыша крепнут, и со временем кроха начинает адекватно реагировать на окружающие шумы.
- Активизация слуховых функций происходит в момент рождения малыша. Новорожденный слышит, но не способен еще реагировать на окружающие звуки из-за невосприимчивости определенных тонов и незрелости отдельных участков головного мозга. Постепенно диапазон звуков будет расширяться, а младенец начнет движениями, плачем и замиранием отвечать на слышимое.
- К концу первого месяца жизни у крохи уже формируются первичные реакции — в ответ на громкие резкие звуки он вздрагивает и вскидывается, а услышав знакомый голос или даже свое имя, ребенок замирает и прислушивается.
Как проявляется патология?
Все окружающие нас звуки можно грубо поделить на две группы — низкочастотные (гул машин, низкий голос, стук, звуки ударов погремушки) и высокочастотные ( высокий голос, шелест листьев и шорох бумаги, пение птиц). Если тяжелые степени тугоухости, когда кроха не слышит вообще, диагностируются еще в роддоме, то определение легких степеней патологии значительно затруднено. Малыши с начальными нарушениями слуха не способны воспринимать только высокие тона, при этом хорошо реагируют на низкие.
Ни родители, ни педиатры порой не замечают этих признаков тугоухости, пока болезнь не начинает отражаться на темпах развития дитя.
Младенцы, страдающие от начальных степеней тугоухости:
- До 4 месяцев никак не реагируют на громкие звуки — они могут спать в шумной обстановке и не вздрагивают от хлопанья дверей и пр.;
- до полугода не начинают гулить, поскольку плохо слышат родительскую речь и не отвечают на нее;
- к 9 месяцам не начинают упражняться к издавании звуков и не пытаются копировать родителей;
- к 1-2 годам у них не накапливается минимальный словарный запас.
Избежать таких последствий поможет своевременная диагностика и лечение малыша. Несмотря на то, что слух младенца проверяется несколько раз на протяжении первого года жизни, родители также должны обращать внимание на то, как реагирует грудничок на окружающую обстановку.
Даже при малейших сомнениях в том, что малыш нормально слышит, его следует показать специалисту. Промедление может негативно отразиться как на протекании тугоухости, так и на темпах развития грудничка.
Методы проверки слуха
Как проверяют слух у новорожденных? Первый раз способность слышать у ребенка определяют в родильном доме. Аудиометрия делается с помощью специального прибора, подающего разночастотные звуковые сигналы непосредственно в ухо и регистрирующего ответ внутреннего отдела на них. В ходе исследования сурдолог способен определить, в каких отделах происходят патологические изменения, влияющие на способность дитя воспринимать окружающие его шумы.
Но первая аудиометрия способствует диагностике только тяжелых форм тугоухости, начальные же отклонения от нормы на таких ранних сроках проверка слуха не может определить. Именно поэтому родителям следует озаботиться вопросом, как проверить слух новорожденного в домашних условиях, и регулярно проводить тестирования с помощью специально разработанных методик.
Рефлекс Моро
Одна из доступных для проверки слуха новорожденного методик основана на рефлексе Моро. Такую диагностику можно легко провести родителям в домашних условиях. Она не поможет вам определить, какова пороговая слышимость у грудничка, или оценить степень чувствительности слуховых рецепторов, но зато данная методика способна исключить тугоухость тяжелых 3 и 4 степеней.
- Новорожденного следует положить на ровную поверхность и максимально распрямить его конечности. Не нужно делать это насильно — попробуйте разгладить ручки и ножки по наружной поверхности.
- На расстоянии примерно 20 см от проверяемого уха малыша громко хлопните в ладоши. В ответ на резкий звук ребенок должен адекватно отреагировать — заплакать, вздрогнуть или растопырить пальчики.
- Подобным же образом следует проверить на восприимчивость низких частот второе ушко новорожденного.
Методика И. В. Калмыковой
Если способ проверки слуха крохи, основанный на рефлексе Моро, определяет восприимчивость дитя к низким частотам, то данная методика позволяет в домашних условиях с помощью доступных материалов протестировать, слышит ли новорожденный еще и средние и высокие тона.
- Подготовьте пластиковые бутылочки или банки и заполните их на одну треть разными крупами: манкой, гречкой и горохом. Эти три вида содержимого при тряске создадут три уровня интенсивности звука.
- Для проведения теста потребуется двое взрослых. Один будет привлекать внимание новорожденного к себе и следить за его реакцией на шумы, а другой должен встать вне зоны видимости дитя с «реквизитом».
- В 10 см от уха младенца следует потрясти сначала банкой, наполненной манной крупой. Это содержимое при движении создает высокочастотные звуки. Трясти банкой следует с интервалом в 30 секунд.
- После проведения теста с манной крупой, следует приступить к банке с гречкой, а затем — с горохом.
В период новорожденности нормой будет, если кроха услышит хотя бы баночку с горохом и отреагирует на производимый ею шум замиранием или, наоборот, вскидыванием. Звук всех трех наполнителей ребенок должен воспринять только к полугоду.
Если же новорожденный не услышал шум гороха в банке при тряске, попробуйте повторить тест через несколько дней. Если положительной динамики в звуковой восприимчивости не будет — обращайтесь к отоларингологу-сурдологу для более тщательной диагностики малыша.
Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях?
Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.
Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.
В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.
Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.
Методы проверки слуха
Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:
- активным движением ножек и ручек;
- замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
- широким открыванием глаз;
- изменением дыхания;
- пробуждением ото сна.
Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.
При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.
Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:
- компьютерное аудиометрическое обследование;
- поведенческое обследование;
- игровая аудиометрия.
Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.
Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.
При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.
Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.
В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.
Аппаратные обследования
Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.
Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.
Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных
Для обследования детей применяют 2 различных способа:
- исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
- акустической эмиссии (ОАЭ).
Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.
Определение реакции мозга на звук (ABR)
При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.
Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.
Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.
Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.
Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.
Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.
Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.
По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.
Погрешность исследований
Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.
Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:
- есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
- насколько снижена чувствительность к звуку;
- является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.
Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.
Проверка слуха родителями
Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.
Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.
Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может гулить и ворковать, что дезинформирует неопытных родителей.
К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.
Рефлекс Моро
Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.
Для проверки младенца:
- укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
- сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.
Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу
Метод Калмыковой
Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.
С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.
Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.
Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?
Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.
Формирование слуховой функции
Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.
Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.
Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.
Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.
Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.
Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.
Скрининг после рождения
В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.
Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.
А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.
В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.
В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.
Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.
Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.
В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.
Как проверить в домашних условиях?
Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.
Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет. Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.
Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.
Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.
Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.
Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:
- он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
- он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
- малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
- у крохи меняется частота и глубина дыхания.
Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.
В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.
Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.
Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.
Как проверить слух у новорожденных в роддоме и самостоятельно: методы исследования и результаты
При рождении ребенок с первых дней проходит консультации у различных специалистов. Одним из обязательных исследований является проведение проверки слуха у новорожденных. Нормальный слух позволяет малышу не только слышать различные звуки, но и дает возможность научиться разговаривать. Определение проблем со слуховым аппаратом, позволяет вовремя отследить проблему и скорректировать ее, благодаря чему младенец будет развиваться в дальнейшем наравне со сверстниками.
Как проверяют слух у новорожденного в роддоме
Несколько человек из тысячи новорожденных детей рождаются с нарушениями слуха разной степени. Этот орган чувств является крайне важным для последующего психического, умственного и социального развития маленького человека.
Чем раньше заподозрить проблемы со слухом, тем быстрее можно принять меры в этом вопросе. Скрининговое исследование слуха проводят прямо в роддоме спустя несколько дней после рождения. Обследование занимает не более 5 минут и может выполняться во время сна ребенка.
Для скрининга обычно назначают исследование отоакустической эмиссии. При возникновении вопросов при получении результатов дополнительно проводят регистрацию слуховых вызванных потенциалов. Проведение этих исследований возможно с первого дня рождения ребенка, они абсолютно безвредные.
Особенности детей с нарушением слуха
Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.
При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.
Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.
У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:
- трудности с восприятием абстрактных понятий;
- нарушение связи между причиной и следствием;
- нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
- нарушением памяти;
- эмоциональная заторможенность.
Частичная изоляция от окружающего мира из-за отсутствия слуха и затруднения речевого общения приводят к сложностям в социализации и к трудностям адаптации в обществе и среди сверстников. Это объясняет важность своевременного раннего выявления нарушений слуха и их коррекции с помощью различных методов.
Аппаратные обследования
Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.
Такие методы можно выполнять в состоянии сна, и они являются объективными в большинстве случаев, т.е. не зависят от настроения, состояния и личности испытуемого.
Какие методики могут быть использованы для определения слуха:
- Фиксация отоакустической эмиссии.
- Аудиометрия (поведенческая).
- Импедансометрия.
- Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.
Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.
Определение реакции мозга на звук (ABR)
Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.
Для чего используется этот метод у детей:
- Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
- Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
- Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
- Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
- Расчет показателей при слухопротезировании.
Сам прибор представляет собой датчик с электродами, который присоединен к компьютеру, где обрабатывается и визуализируется полученная с датчика информация.
Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:
- 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
- 3,4 и 5 — активность ствола мозга.
При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.
Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.
Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.
Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.
Импедансометрия
Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).
Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.
Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.
Погрешность исследований
Каждый из методов исследования может иметь погрешность. На результаты влияет квалификация специалиста, проводящего исследование, состояние ребенка во время обследования и другие факторы.
При получении отрицательных результатов при ОАЭ, специалист назначает проведение дополнительных методов исследования, таких как КСВП и консультацию врача-сурдолога. Эти исследования повторяются несколько раз, после чего может быть выставлен диагноз «тугоухость» и определен уровень поражения.
Рефлекс Моро
Младенцы появляются на свет с целым набором безусловных рефлексов, которые впоследствии угасают за ненадобностью. Одним из таких рефлексов является рефлекс Моро. Это непроизвольное вскидывание рук у новорожденных в ответ на воздействие сильного раздражителя, например, громкий звук.
По сути, это рефлекс испуга или защитная реакция. Такой рефлекс может стать косвенным подтверждением того, что ребенок слышит звук и отвечает на него соответствующим образом. Спустя несколько месяцев он самостоятельно угасает.
Важно! У разных детей он проявляется по-разному. Отсутствие рефлекса, при нормальных результатах объективных методов исследования слуха, не должно беспокоить родителей.
Метод Калмыковой
Способ, созданный специалистом Калмыковой, которая подразумевает использование предметов, создающих различные по силе звуки. Для исследования используют пластиковые банки, наполовину заполненные гречкой, горохом и манной крупой.
Суть метода. Для проверки нужно 2 человека. Один играет с ребенком, другой потряхивает над ухом банкой с крупой по очереди (манка, гречка, горох). В идеале ребенок должен отреагировать и на звук уха и на игру.
На практике, этот метод не является диагностически достоверным, поскольку не учитывает особенности психики малыша.
Как проверить слух у новорожденного самостоятельно
Сразу после появления на свет малыш откликается только на резкие звуки. Это проявляется вскидывание ручек, движениями глазных яблок, учащением пульса и сердцебиения или плачем.
Как взрослый может самостоятельно проверить слух у ребенка нескольких месяцев. В ответ на действие звука младенец может:
- Проснуться
- Широко открыть глаза.
- Беспокойно задвигать руками и ногами.
- Замереть
- Начать глубоко дышать.
Все эти признаки являются косвенными. Ребенок может быть без настроения, уставшим, голодным — что окажет влияние на данные самостоятельно тестирования.
Внимание к ребенку
Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.
Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.
Когда следует обратиться к врачу?
Занимается диагностикой и исследованием нарушения слуха специалист сурдолог. Этот доктор интерпретирует и анализирует результаты различных исследований и выносит диагноз о степени нарушения слуха.
Задача родителей обратиться к доктору как можно раньше, при появлении первых подозрений на проблемы со слуховым аппаратом у малыша. Ранняя диагностика и коррекция современными методами позволяет ребенку услышать мир и стать его полноправным членом.
Как проверить слух у грудничка
Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.
На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.
Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.
В возрасте 3,5 — 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у ребенка такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители — это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.
Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.
В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.
У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.
Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.
Таблица Л.Н. Неймана для оценки слуха ребенка дошкольного возраста речью
Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:
— в возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не «замирает», слыша знакомый голос мамы или папы;
— в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
— в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
— в 1,5 — 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
— в 2-4 месяца не гулит:
— в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
— в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
— в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
— в 1 год не выполняет просьбы родителей;
— в 2 года не произносит слов и фраз.
Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.
На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»