Как Воспитателю Помочь Адаптироваться Ребенку В Детском Саду

Как воспитателю помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду

Анастасия Масленикова
Как воспитателю помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду

Уважаемые педагоги, я несколько лет работала с детьми раннего возраста (1,5 – 3 года) и в первый год я столкнулась с проблемой адаптации. Несмотря на всю мою душевность, доброту и ласку, дети адаптировались плохо. Меня очень заботила эта проблема и я решила обратиться к опыту своих коллег. Хотела бы поделится с вами наиболее эффективными приёмами.

1. В группе к потолку на верёвочке я повесила обруч, в котором были сделаны отверстия и к ним привязаны различные яркие мягкие игрушки. Когда ребёнок входил в группу, я начинала крутить этот обруч, и у детей было море положительных эмоций. Иногда позволяла ребёнку крутить обруч самостоятельно.

2. Взяла для себя в привычку с утра встречать детей весёлой детской музыкой помощью магнитофона).

3. Попросила родителей принести свои фотографии и оформила в группе стенд «Моя мамочка».

4. Старалась каждый день вносить какие-нибудь изменения в оформлении группы. Каждое утро дети с интересом искали в группе что-нибудь новенькое.

5. Позволяла в тихий час ложиться с любимыми игрушками, читала перед сном книжки по выбору детей.

6. В тёплое время значительно увеличила продолжительность прогулок (не в ущерб образовательному процессу).

7. Сама старалась в период адаптации выглядеть ярко, сказочно, загадочно.

8. Процессы умывания, одевания, раздевания, принятия пищи, приборки игрушек сопровождала стишками. (Водичка серебристая струится из под крана. И мыло есть душистое, как дома в нашей ванной)

9. Очень много хвалила детей, даже мелочи.

10. Как можно чаще приглашала сказочных персонажей в гости (в этом мне очень помогала старший воспитатель и коллеги).

11. Очень тесно работала с родителями (родительские собрания, консультации, оформление уголка для родителей).

12. И конечно же не забывала уделять внимание каждому ребёнку (обнять, приласкать, пожалеть, похвалить, подержать на руках, посадить на колено)

Может для кого- то это всё не ново, но мне как начинающему специалисту эти советы очень пригодились и в этом году адаптация в моей группе прошла незаметно. Желаю всем успехов!

Маленький человек в новой среде. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? Адаптация, как приспособленность к новой обстановке детского сада включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психофизиологических.

Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста «Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста» Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка.

Я поступаю в детский сад… Как помочь ребенку в адаптации к детскому саду В жизни каждого современного малыша наступает время, когда он начинает посещать детский сад. Ведь детский сад дает ребенку хорошую возможность.

Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Прежде всего нужно хорошо осознать, что без совместной работы родителей и воспитателя.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду» Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт.

Консультация «Как помочь ребёнку в период адаптации» Поступление ребёнка в дошкольное учреждение- процесс достаточно сложный, как для самого малыша, так и для родителей. Для ребёнка это сильное.

Мини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Все мы прекрасно знаем, что в период адаптации ребенка к детскому саду порой тяжело «оторвать» его от родителей. Сделать так, чтобы ребенок.

Программа саморазвития: «Игровая деятельность — помощник в адаптации ребенка к детскому саду». Тема: «Игровая деятельность — помощник в адаптации ребенка к детскому саду». Время работы над темой: август 2014 – май 2016 г. г. Актуальность.

Психологические проблемы адаптации к детскому саду Первым социальным учреждением в жизни ребенка является детский сад, где малыш сталкивается с требованиями и правилами общества. Часто свод.

Роль игры в процессе адаптации ребенка к детскому саду Поступление в детский сад – очень сложный период в жизни ребенка, поскольку это знакомство не только с новым местом, но и с новыми людьми.

Консультация — практикум для педагогов детского сада. Секреты успешной адаптации к условиям ДОУ

Цель: ознакомить воспитателей с основными проблемами адаптации детей к условиям детского сада. Повысить педагогической грамотности в вопросах адаптации и эмоционального благополучия детей.

Адаптационный период и его особенности.
Адаптация это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)
Временной период адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от смены обстановки, в которой привык находиться ребенок дома и той, в которую он попадает в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Сложный адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.

Существует несколько этапов адаптации
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Необходимо заранее подготовить ребёнка к поступлению в детский сад. Для этого надо: с первых дней жизни укреплять здоровье малыша, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

2 этап – приход в группу детского сада.
На данном этапе очень важен первичный приём ребёнка , его впечатления.
Хорошо бы если шкафчик и метку ребёнок выбрал сам. Выбор кровати тоже надо оставить за ребёнком. Что бы в следующий раз когда малыш придёт в детский сад лучше ориентировался в пространстве и сразу находил свой шкафчик.
Первую неделю лучше если ребёнок будет приходить на прогулку и оставаться на 2-3 часов. За это время он осваивает новую территорию , знакомится с другими детьми. Со следующей недели время можно увеличить, пригласить малыша на обед.

3 этап – постепенное привыкание.
Со временем ребенок начинает понимать, что новая обстановка не несет опасности. Новые игрушки и совместные игры побуждают у него интерес. Любознательность и активность способствует тому, что ребёнок легче расстаётся с мамой. Малыш уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.

Педагог должен поддерживать в нем уверенность, что после того как он покушает и поспит, мама обязательно его заберёт.
Очень важно чтоб в первые 3-4 недели ребёнка не принуждали выполнять некоторые режимные моменты такие как; приём пищи против желания ребёнка , участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.

После примерно месяца постоянного посещения детского сада в первой половины дня можно оставить малыша на сон. О том что ребенка положат спать надо договариваться заранее. Когда малыш уснёт, оставлять его нельзя. Так как непривычная обстановка не способствует долгому сну. Позже ребёнок быстрей и лучше будет засыпать, мотивируя тем «что он поспит и за ним придёт мама». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна. Таким образом можно сформировать положительное отношение ко сну в детском саду.

Задачи воспитания на адаптационный период
1. Необходимо создать атмосферу психологического комфорта.

3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
Для успешного процесса адаптации детей в коллективе. В условиях дошкольного образовательного учреждения.

Следует работать в условиях следующей педагогической направленности.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровье сберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Игры с детьми в период адаптации
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Читать еще:  Многоразовый тест на овуляцию

Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми
«Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).

2. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия
«Мяч»
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо мне с ним играть!
Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.

«Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».

3. Так же в период адаптации хороши игрушки забавы. Они очень хорошо отвлекают ребенка от негативных мыслей.
Самый важный секрет адаптации ребёнка к детскому саду. Это условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.

Сайт для воспитателей детских садов

Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.

Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.

Адаптивный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, — это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду. Определение «несадовский ребенок» имеет экспериментально подтвержденный статус в педагогике и психологии.

Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. В работах физиологов, в психологических и педагогических исследованиях приводятся разные цифры: 7 – 10 дней, две недели, месяц, два месяцы, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью, которая прослеживается во всех работах, является удивление адаптации по мере взросления детей.

Замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Мы имеем в виду ту систему отношений, которая складывается между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: «В детском саду хорошо тем, кому дома плохо». Зачастую это действительно так.

Пример 1. Сережа Р. (2 г.). Мама в первый раз привела Сережу в детский сад рано утром. На все опасения воспитателя и предостережения о постепенном вхождении и привыкании мама заявила, что ее ребенок не будет плакать. И действительно Сережа уверенно вбежал в группу, сначала направился к кубикам, поиграв немного, переместился к атрибутам магазина (о маме так и не вспомнил). Весь день, пока его не забрали вечером, мальчик вел себя так, как будто ходит в детский сад не первый день. Почти не отличались и последующие дни.

В детском саду Сережа чувствовал себя очень хорошо, а когда приходили родители, отказывался идти домой.

Знакомство с семьей дало интересный материал для объяснения описанного поведения и эмоционального самочувствия ребенка.

Родители Сережи ведут очень активный образ жизни. В квартире постоянно собираются компании, где в лучшем случае ребенка перепоручают детям подросткового возраста, а чаще всего мальчик предоставлен сам себе. В семье отсутствует нормальный режим, ребенка поздно укладывают спать, забыв произвести необходимые гигиенические процедуры, недостаточно продуманно и своевременно питание.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.

При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем последующем развитии ребенка.

Пример 2. Даша Ф. начала ходить в детский сад в 2 г. 10 мес. Утром сильно плакала, не могла оторваться от мамы, не переставала плакать в течение всего дня. От постоянного плача Даши начинали плакать и другие дети. Воспитательница, недолго думая, закрыла плачущую девочку в спальне (чтобы плакала там одна и никому не мешала).

После этого случая девочка вообще стала отказываться ходить в детский сад. Адаптация длилась почти полгода. Появились многочисленные страхи, нарастала тревожность. Девочка стала плохо есть, спать. Состояние стало улучшаться только тогда, когда воспитательница уволилась из этого детского сада.

Можно вести речь о некой типологии детей с теми или иными особенностями эмоционального развития в адаптационный период. Выявлению такой типологии посвящены работы А.В. Кошелевой, Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой и др. Интересные данные представлены в исследованиях Т.А. Константиновой, изучавшей особенности поведения детей от четырех месяцев до трех лет. Этим автором выделены четыре группы детей, различающихся уровнем общедвигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.

1. «Ходунки» — дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.

2. «Наблюдатели» — дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.

3. «Сидуны» — дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.

4. «Лежебоки» — дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.

Исследование показало, что среди изученных детей подвижные («ходунки») составляют наибольшее число – 61%, второе место занимают «сидуны» — 16%, затем «наблюдатели» — 13% и «лежебоки» — 10%. Проявление индивидуальных признаков, как правило, имеет стабильный характер и остается практически неизменным в условиях бодрствования. Экспериментальные данные говорят также об устойчивости состава групп в первые годы жизни.

Надо заметить, что в исследовании Т.А. Константиновой не идет речь об адаптационном периоде. Однако эти данные с успехом могут использоваться при характеристике детей раннего возраста в период адаптации в детском саду.

Распределение детей на такие группы хорошо укладывается в концепцию ведущего вида деятельности. Поскольку в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-орудийная, дети, которые ориентированны на реализацию этого вида деятельности, привыкают к детскому саду быстро. Естественно, что такая потребность не формируется сама по себе, а образуется в результате совместной деятельности с близким взрослым.

Типология основана на внешних атрибутах поведения и деятельности детей и не содержит исчерпывающей информации обо всех внутренних причинах такого поведения. К тому же не всех детей можно отнести к указанным группам. Однако выделение таких профилей адаптации облегчает для взрослых выбор тактики ведения ребенка в адаптационный период.

Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада — период, когда он уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту.

Читать еще:  Задания По Математике Для Детей 5 Лет В Картинках

Успешная адаптация ребенка в детском саду зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше. А именно: они реже вредничают по утрам, гораздо легче адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не борются с мучительными сомнениями: “А может быть, все-таки не надо?”, а проводят с ребенком соответствующую подготовительную роботу. Иначе говоря, они готовят ребенка к поступлению в детский сад задолго до оформления туда.

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

6. Утренний плач при расставании с родителями.

7. нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация

  • Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
  • болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
  • Аппетит
  • В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
  • Сон
  • В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон
  • нормализуется.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

  • Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное
  • эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
  • как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.
  • Поведение
  • В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации — это
  • активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
  • Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.

2. А даптация средней тяжести

  • Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
  • заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
  • Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
  • 20-40 дней.
  • Аппетит
  • Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
  • Сон
  • Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
  • 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

  • Эмоциональный фон
  • Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное подчинение.Быстрый переход к отрицательным эмоциям,
  • частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное состояние
  • нормализуется.
  • Поведение
  • Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
  • ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
  • не пользоваться.

3. Т яжелая адаптация

  • Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
  • так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
  • невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
  • Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
  • Аппетит
  • Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
  • приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
  • Сон
  • Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
  • Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

  • Эмоциональный фон
  • Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх,
  • ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет.
  • Поведение
  • Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности

Хотели как лучше: 9 грубых ошибок родителей и воспитателей в дни адаптации ребёнка к садику

Лариса Морозова 07.09.2019 1 169

Многие мамы с нетерпением ждут того момента, когда их чадо пойдёт в детский сад, чтобы скорее выйти на работу. Другие же стремятся определить ребёнка в детский коллектив, чтобы он приобрёл навыки социализации, всесторонне развивался. И тем и другим хочется, чтобы кроха спокойно воспринял эту перемену в своей жизни, поладил с воспитателями и другими детками, по утрам шёл в садик с радостью. Однако порой родители и сотрудники ДОУ ведут себя не совсем правильно, совершают досадные ошибки, которые мешают адаптации крохи к новым условиям.

Изначально неправильный настрой на посещение садика

Некоторые мамы заранее рисуют ребёнку идиллическую картину пребывания в садике (море игрушек, развлечения и прогулки с утра до вечера). Естественно, доверчивый малыш настраивается на всё это, а затем сталкивается с «суровой» реальностью.

Противоположный вариант — взрослые, наоборот, пугают садиком за непослушание («Вот скоро пойдёшь в детский сад — там воспитатели не будут терпеть такое поведение!»).

Иногда родители изначально запугивают ребёнка садиком, обещают, что там у него не получится баловаться так, как дома

Иногда, когда малыша уже начал ходить в садик, мама при ребёнке позволяет себе высказывать негатив в адрес сотрудников ДОУ («Не повезло нам с воспитательницей!»).

Лучшая позиция в данном случае — осознанная необходимость. Рассказывать о садике нужно честно, без негатива и чрезмерного восторга. Можно почитать малышу рассказы и стихотворения о детском саде, показать картинки.

Исчезновение мамы — грубейшая ошибка воспитателей

Когда кроха впервые приходит в ДОУ, чаще всего он заинтересован и смело отходит от мамы, увлечённый детьми и новыми игрушками. И та, часто по совету воспитателя или нянечки, тихонечко убегает, чтобы не «спугнуть» своё чадо, даже не попрощавшись с ним, не сказав, когда придёт.

Естественно, малыш очень быстро обнаруживает мамино исчезновение, его охватывает тревога, паника, страшные предположения («А вдруг мама больше никогда не придёт, вдруг она меня бросила!»). Для крохи это равносильно тому, что потеряться в гипермаркете. После таких «хитростей» ребёнок, наоборот, надолго «прилипнет» к родному человеку, будет бояться упустить маму из виду (само слово «садик» долгое время может вызывать плач, а то и истерику).

Когда мама исчезает, не попрощавшись, малыша охватывает страх, паника — ему кажется, что его бросили здесь навсегда

Поэтому никогда не нужно уходить незаметно — это нечестно по отношению к ребёнку. Лучше всё ему объяснить и спокойно попрощаться («Мне нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки тебе на игрушки, как только освобожусь, я тебе сразу заберу»).

Очень важно, чтобы до сада у малыша был опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Долгие проводы — лишние слёзы

Это противоположная крайность. Мамы, которым, как правило, никуда не нужно спешить, устраивают в раздевалке многоминутные прощания с объятиями, поцелуями, обеспокоенным выражением лица. Такое поведение вызывает у малыша подозрения: что-то здесь не так, «дело нечисто».

Рекомендации будут такими же, как и в предыдущем пункте. И очень важно — спокойный тон, уверенность в себе, улыбка на лице.

Долгое пребывание в детском саду в период адаптации

Отдельные родители полагают, что приучать малыша к садику нужно не постепенно, а сразу оставлять его там на целый день. Мол, так он быстрее привыкнет к новой обстановке, воспитателю, детям. На самом деле такая тактика ошибочна. Ведь кроха попадает в совершенно новые условия, это нагрузка для его психики, а её нужно щадить.

Ребёнка, не приученного к садику, недопустимо сразу же оставлять там на целый день

Психологи советуют выбирать именно плавное приучение. Вначале ребёнка оставляют в садике всего на пару часов, затем на полдня, после забрать кроху можно сразу после тихого часа, а потом уже и оставить на целый день. Каждый из указанных этапов может занимать разное время — какое точно, подскажет самочувствие малыша и мамина интуиция.

Неправильный домашний режим дня

Некоторые семьи не уделяют большого внимания режиму дня ребёнка. И когда он начинает ходить в ДОУ, появляются проблемы. Например, малыш привык ложиться спать вместе со взрослыми после 22.00. Конечно же, ему будет очень сложно подняться в 7, а то и 6 часов утра. В садике он будет сонным, раздражительным.

Поэтому чтобы облегчить своему чаду адаптацию, нужно заблаговременно перевести его на правильный режим, в том числе и в выходные дни.

Быстрые сборы, или спим до последнего

В принципе, эта ошибка — следствие предыдущей. Сердобольная мама до последнего оттягивает момент пробуждения малыша, чтобы он лучше выспался. В результате его будят буквально за 5 минут до выхода из дома. В результате получаются нервные сборы, родители раздражаются, нет времени уделить ребёнку ласку и нежность. Кроха только и слышит: «Одевайся быстрее!», «Бежим, а то опоздаем в садик!». В садик ребёнок приходит с испорченным настроением, равно как и мама.

Если ребёнка будят в последний момент, всей семье обеспечено нервное утро, а малышу испорченное настроение в садике

Просыпаться в садик нужно заранее. Пусть малыш понежится в постели, можно сделать ему массаж, погладить головку, поцеловать его и пр. На дорогу также нужно оставить достаточно времени, что полюбоваться деревьями, небом, птичками и пр. В итоге ребёнок будет бодрым, в хорошем настроении.

Читать еще:  В какие дни вероятность забеременеть

Несистематичное посещение

Обычно это бывает, когда мама не работает или есть бабушка, всегда готовая посидеть с малышом. Один день детский сад пропускается потому, что очень хочется спать, в другой раз просто лень идти, потом будет дождливая погода и пр. Дети же быстро понимают такие вещи и начинают манипулировать, идти на хитрости («хочу спать», «болит головка (ножка, пальчик)» и пр.).

Вывод: посещение ДОУ должно быть систематичным. Нужно объяснить ребёнку, что это его работа, ходить в садик нужно каждый день (как, например, папа ходит на службу).

Разные требования дома и в садике

Очень часто дети оказываются не приучены к садовскому питанию. Есть те, кого до 2–3 лет кормят пюре из баночек, растворимыми кашками и пр. В результате у ребёнка почти не развит жевательный навык, а в детском саду ему сразу предлагают запеканку, котлету, гуляш и пр. Опять-таки у малыша слёзы (его заставляют всё это есть), а воспитатели и няня раздражены.

Ещё один момент — некоторые дети дома приучены есть только у телевизора (под мультик), или в процессе приёма пищи мама разрешает расхаживать по комнате. Конечно же, в ДОУ будут неизбежны проблемы с адаптацией.

Ещё одна головная боль воспитателей — малыши, которые привыкли засыпать только с укачиванием.

Некоторых детей до 2–3 лет кормят протёртой пищей, конечно же, садовская еда вызывает у них протест

Поэтому задача родителей — опять-таки заранее подготовить кроху к новым условиям и требованиям.

Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого

Бывает, что мама рано выходит на работу, а малыша к садику приучает няня, которая давно с ним сидит или бабушка, которой только в радость понянчиться с любимым внуком (родители же настаивают на социализации ребёнка). В обоих случаях провожающие в садик могут быть не заинтересованы в адаптации: няне не хочется терять работу, а бабушка желает заботиться о внуке сама.

Некоторым бабушкам только в радость сидеть с внуком или внучкой, а родители зачем-то определяют малыша в детский сад

Вывод: приучать к садику ребёнка желательно само́й маме, ведь это очень ответственный этап в жизни крохи.

В период подготовки к детскому саду и во время привыкания к нему родители часто совершают массу ошибок. В отдельных случаях их подталкивают к этому сами сотрудники ДОУ. Между тем от успешной адаптации зависит дальнейшее пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. И от взрослых зависит, будет ли он ходить туда с радостью или с унылым видом.

20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду.

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой консультации, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду.

  1. Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
    2. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада
    3. Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с малышом дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.
  2. Рассмотрите вместе с ребёнком ваши фотографии детсадовского возраста. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. Расскажите, как вы, родители, сначала не умели чего-то делать, а потом научились.
  3. Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Исходя из наблюдений, скорректируйте темы беседс малышом. Главное, чтобы ребёнок воспринял положительный настрой взрослых, который поможет ему в дальнейшем.
  4. Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой.
  5. Заранее узнайте режим дня дошкольного учрежденияи постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше.
  6. Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада(молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта.
  7. Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергиина тот или иной продукт или лекарство.
  8. Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер. Подыграйте малышу, уступив ему первенство. Ваш «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании.
  9. Приучайте ребенка пользоваться горшком или унитазом. В случае, если ваш ребенок не умеет пользоваться горшком, постарайтесь приучить его сообщать о мокрых штанишках или, о возникшей потребности.
  10. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров.
  11. Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.

14.Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку.

15.Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

16.Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.

17.Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

18.Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.

19.В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.

20.Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Желаю Вашим дочкам и сыночкам легкой адаптации!

Елена Михайловна Макарова.

🔵С материалом по адаптации к детскому саду и школе, а также онлайн курсы по работе с эмоциональными проблемами у детей можно ознакомиться в моей 😊Онлайн мастерская «Детский психолог».

1.Онлайн курс»Работа с тревожными детьми».

2.Онлайн курс»Работа с агрессивными детьми».

3.Бесплатный онлайн курс «Развитие детей раннего возраста».

4.Бесплатный онлайн курс «Путеводитель по дошкольному детству».

5.Бесплатный онлайн курс «Старший дошкольный возраст.Что нужно знать и уметь?».

6. Бесплатный онлайн курс «Адаптация.Детский сад.Школа».

Материал курса пополняется каждую неделю.

Программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сопровождение детей в период адаптации к детскому саду и школе.

Если есть вопросы, касающиеся темы адаптации к детскому саду или школе, спрашивайте.

Для иногородних возможно консультирование по вопросам адаптации у автора через интернет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector