Как Должен Вести Себя Ребенок В 2 Года

Что должны знать и уметь дети в 2 года: нормы развития и список занятий для мальчиков и девочек

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.

В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища

  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.

Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.

Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки

  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. “Нет” занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Читать еще:  Неделю тянет живот после овуляции

Ребенку 2 года. Как с ним надо себя вести?

19 августа 2013 . Раздел От 1 до 3

Ваш малыш уже достиг двухлетнего возраста, тогда вы, возможно, начали замечать некоторые изменения в его поведении. Он все чаше проявляет упрямство, слово «нет» из его уст вы слышите практически на все ваши предложения, а вызывающее поведение малыша приводит родителей просто в бешенство. Крепитесь, вам понадобиться много терпения.

Большинство родителей зачастую раздражаются при виде такого поведения. Срабатывает эффект того, что такая кроха позволяет себе возражать, человеку который гораздо старше и больше его самого.

Но никто не говорил, что ребенок должен слушаться, родитель может уговорить и убедить ребенка слушаться, но когда ребенку 2 года, заставить его что-то делать это очень сложная задача.

2 года это одна из ступеней становления личности. Ребенок начинает показывать свой характер, зачастую проявляет упрямство, становиться более раздражителен даже к логическим объяснениям родителей, закатывает истерики, упрямясь и не желая выполнять просьбы родителей. Дети в этом возрасте зачастую отказываются от любой помощи, даже при выполнении непосильных для малыша задач. «Я сам» становиться его девизом во всех начинаниях.

Почему же дети начинают себя так вести?

Для того чтобы ответить на этот вопрос подумайте, какие перемены произошли в жизни ребенка за эти 2 года? Ваш малыш научился ходить, хоть еще не совсем уверенно, он может управлять всеми своими движениям, существует все меньше мест, куда ребенок не может дотянуться. Речь ребенка становиться более внятной и управляемой.

Обладая такими достижениями, ребенок хочет быть более самостоятельным и свободным в принятии решений. Родителям, которые будут понимать, что подобное поведение следствие стремления к свободе, будут гораздо легче переживать этот период в жизни ребенка.

Старайтесь быть более терпимы к его поведению, не нужно дергать ребенка и заставлять его что-то делать, ни к чему кроме наказания чада и потраченных нервов родителей это не приведет.

Сохраняйте гибкость в общении с ребенком. Если вы уверенны, что ребенок чего-то хочет, но когда вы ему предложили, он отказался, не надо настаивать на своем предложении. Постарайтесь поддержать выбор малыша и не прибегать к уговорам. Таким образом, вы сможете показать ребенку, что он сам несет ответственность за свой выбор и может поплатиться за свое упрямство.

Предоставляйте ребенку право на выбор, таким образом, чтобы он учился самостоятельно принимать решения. Так, например, собираясь на прогулку, предложите ребенку несколько вариантов одежды, из которых он мог бы сам выбрать, что надеть. Для родителей это не будет проблемой, а малыш почувствует себя увереннее.

Старайтесь задавать ребенку вопросы несущие смысловые ответы да или нет только в том случае, когда вы готовы принять оба варианта. Старайтесь подготавливать ребенка к совершению определённых действий. Например, если вам пора уходить с игровой площадки, предупредите ребенка заранее и только потом приступайте к сборам. Это поможет ребенку принять и согласиться с вашими словами.

Два года это трудный период, как в жизни родителей, так и в жизни ребенка, но если быть гибкими, то он пройдет незаметно для обоих.

Все о детях

31.08.2019 admin Комментарии Нет комментариев

В этом возрасте нужно быть более внимательным и терпеливым к ребенку, так как Ваш малыш становится всё более активным и стремится к самостоятельности и независимости.

Ваш малыш уже умеет.

83,2-99 см.
11,2-16,5 кг.
47,5-53,0 см.
48,2-57,3 см.

84,1-98,4 см.
11,4-16,2 кг.
47,0-52,0 см.
48,0-56,8 см.

Физическое развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

Опорно-двигательный аппарат малыша становится всё крепче и совершеннее, физическая активность продолжает нарастать. Происходит дальнейшее развитие мышц различных частей тела. У детей раннего возраста в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, нижних конечностей. Далее начинается интенсивный рост мышц кистей рук. И хотя в 2,5 года ребенок уже может выполнять пальцами тонкую работу (рисовать, лепить и так далее), не стоит слишком нагружать его, так как мышечно-связочный аппарат кистей рук еще только формируется.

Показатели физического развития малышей в этом возрасте очень индивидуальны и разные авторы приводят различные данные.

Согласно центильным таблицам распределения длины и массы тела можно выделить средние величины для малышей 2,5 лет.

Средняя масса тела:

  • Для мальчиков — 12,5 — 15,5 кг;
  • Для девочек — 12 -14,5 кг.

Средние показатели длина тела в 2 года 6 месяцев:

  • Для мальчиков — 87,5 — 94,8 см;
  • Для девочек — 87 — 93 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

В данном возрасте особенно активно начинает формироваться воля, характер, способы общения ребенка с окружающим миром. Это очень важный и трудный период и для ребенка и для родителей. Очень важно найти «золотую середину» между разрешением и запретом.

Двигательные навыки ребенка в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте малышу нравиться скорость и соревнования, так как он уже умеет достаточно быстро ходит, бегать, подниматься и спускаться по ступенькам.

Многие малыши уже умеют прыгать на двух на ногах не только вверх, но и с продвижением вперед. Хорошо удерживает равновесие, уверенно ходит на цыпочках. В течение нескольких секунд может постоять на одной ноге.

Усложняются игры с мячом, так малыш может отбивать мяч одной рукой, бросать его двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Может поймать мяч двумя руками, если он брошен с близкого расстояния.

По лестнице поднимается не только приставным шагом, но и чередуя ноги (то есть ставит по одной ноге на каждую ступеньку).

Познавательное развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

Малышам очень нравиться играть с различными конструкторами, кубиками. Многие очень любят рисовать, лепить. Ребенок знает основные части тела (не меньше шести), 4-5 цветов, ориентируется в 4-6 геометрических фигурах (кубик, кирпичик, шар, призма, цилиндр, конус).

В этом возрасте ребенка может заинтересовать совместная игра с другими детьми как в подвижные, так и в ролевые игры.

В 2,5 года малыши могут сильно увлекаться игрой. Иры становятся всё разнообразнее и сложнее.

Может собрать пирамидку из 4-8 колец по убыванию (делает это после Вашего показа). Строит башни из 7-10 кубиков. После показа взрослым может построить более сложные фигуры (паровоз, пирамиду, мост). При игре с вкладышами хорошо вставляет фигуры в нужные отверстия или соответствующие формы.

После двух лет активность изучения окружающей среды заметно повышается, но родителям следует помнить, что у малыша еще не сформировано чувство понимания опасности и осторожности.

Поэтому, очень важно в этом возрасте начать объяснять ребенку, что в мире есть опасные предметы (опасность огня, острых предметов, высоты, уличного транспорта, бездомных животных и другие).

Эмоционально развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

  • Ребенок всё чаще старается подражать взрослым — разговаривает по телефону, пытается включить телевизор или другую бытовую технику. Любит помогать родителям включать и выключать различную технику.
  • Продолжают развиваться и всё чаще проявляются тонкие и сложные эмоции, такие как: нежность, жалость, сочувствие, обида, несогласие, тоска, зависть, стремление к общению, радость, гордость и другие.
  • Малыш способен понимать шутки, проявляет свое собственное чувство юмора.
  • Поведение и характер общения с собеседником может отличаться, в зависимости от отношения и симпатии ребенка. Делит людей на «хороших» и «плохих».
  • Эмоции малыша — это открытая книга, он не научился еще их скрывать и контролировать. Так малыш очень радуется, если у него что-то получается, когда его хвалят и поощряют, и печалится, расстраивается, злится, если что-то не получается, если его ругают или им не довольны.
  • В этом возрасте всё еще сохраняется сильная привязанность к родителями и близким людям, но малыш уже может сдержать слезы при расставании.

Речевое развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

Ребенок активно принимает участие в общей беседе, хорошо понимает о чем идет речь. Время от времени вставляет свои фразы и слова в общий разговор.

Речь ребенка всё более совершенствуется, малыш всё чаще разговаривает использую простые предложения, состоящие из 3-4 слов. В речи пока еще присутствуют слова заменители и упрощенные слова, но малыш уже употребляет практически все части речи.

Начинает контролировать силу своего голоса и может говорить, то громко, то тихо.

Всё чаще в речи ребенка появляется вопрос «почему?» и Ваш малыш постепенно превращается в «почемучку».

Бытовые навыки ребенка в 2 года 6 месяцев

Ваш малыш в этом возрасте должен уметь самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

Может самостоятельно надевать простые вещи своего гардероба и обувь с несложными застежками.

Если раньше Вы показывали малышу как нужно правильно умываться, причесываться, чистить зубы, мыть и вытирать руки, то в 2,5 года эти гигиенические мероприятия (кроме чистки зубов) малыш может делать самостоятельно (но пока еще под Вашим присмотром).

Просится на горшок, при этом сам может снять и надеть штаны.

Уход за ребенком в 2 года 6 месяцев

Питание ребенка в этом возрасте 4-5 разовое.

Также необходим малышу дневной сон — около 2-х часов. Даже если ребенок не любит спать днем, то пусть хотя бы просто полежит спокойно. В это время можно прочитать (рассказать) ему сказу, спеть спокойную песню. Такой отдых лучше чем никакой.

Старайтесь регулярно бывать на свежем воздухе, хотя бы один раз в день, 2-2,5 часа. А если позволяет погода, то чем больше тем лучше.

Приучайте ребенка к гигиеническим процедурам. Ежедневно умывайте ребенка по утрам и вечерам, чистите зубы, перед каждым приемом пищи и после улицы мойте руки с мылом.

Купать ребенка в холодное время года можно 1-2 раз в неделю, в жаркое время рекомендуется споласкивать малыша ежедневно (для профилактики потницы).

Для укрепления иммунитета и для гармоничного развития ребенку в 2,5 года необходим достаточный двигательный режим и закаливающие процедуры.

Чтобы задействовать всё группы мышц, рекомендуется регулярно делать гимнастику.

Питание ребенка в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте многие малыши переходят на 4 разовое питание, а рацион ребенка все больше приближается к взрослому.

И хотя ребенок уже большой, по прежнему необходимо придерживаться определенных часов кормления. Например: 8:00 — завтрак; 13:00- обед; 16:00 — полдник; 19:00- ужин. При этом последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительных желез.

В этом возрасте необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу на более плотную (для стимуляции навыка жевания). Постепенно вводите разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушёные овощи.

Читать еще:  От молочницы при беременности 2 триместр

Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400-1500 к/калорий, 50-60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50-60 граммов жира ( из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210-220 граммов углеводов.

В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).

Постепенно увеличивается количество мяса в рационе до 120 грамм в сутки. Это может быть говядина, телятина, кролик, ягненок, курица, нежирная свинина. Полезны субпродукты, такие как печень, язык, сердце. Для ребенка 2,5 лет мясо можно приготовить в виде паровых котлет, рагу, обжаренного фарша.

В этом возрасте допустимо давать ребенку изредка молочные сосиски в небольшом количестве

В питание ребенка должны быть и рыбные блюда.

Количество овощей и фруктов может доходит до 400 граммов в сутки. Можно давать огородную зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, шпинат, салат).

Малышам уже можно давать лапшу, вермишель, но увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами.

Для улучшения вкусовых свойств можно добавлять сахар, рекомендуется не более 40 грамм сахара в сутки.

Из сладостей в этом возрасте можно давать: печенье, пастилу, мармелад, повидло, зефир.

Даже в этом возрасте, при введение нового продукта следует соблюдать осторожность. Необходимо давать новый продукт в небольшом количестве и в первой половине дня, чтобы проследить за реакцией детского организма.

Необходимые обследования в 2 года 6 месяцев

В 2 года 6 месяца необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли его параметры и навыки возрасту. В случае необходимости даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию малыша.

Как играть с ребенком в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте сюжетные игры усложняются, малыш может выполнять в игре 2-3 последовательных действия. Например, кукла гуляет, кушает, потом ложится спать; машина выезжает из гаража, забирает груз, возвращается в гараж и т. д. Очень полезно побуждать ребенка использовать в игре предметы-заместители, например кубик вместо хлеба, палочку — вместо градусника и др.

В 2,5 года ребенок может увлеченно играть один. Во время таких игр, постарайтесь не отвлекать и не беспокоить его, чтобы не разрушить (не вторгнуться) этот мирок, который он создал. Это очень важно для развития фантазии и воображения ребенка.

Если ребенку сложно самому придумать сюжет игры, помогите ему. В процессе совместной игры ребенок, как правило, сам начинает активно принимать участие и придумывать новые действия и занятия для персонажей.

В этом возрасте полезны игры в которых ребенок пытается изобразить различных животных. Попросите малыша показать злого волка, тигра, зайчика, доброго котенка, грустную собачку, веселую птичку. Это помогает малышу развивать фантазию, а также понимать и контролировать свои эмоции. Можно играть с малышом по-очереди, сначала Вы ему загадываете животных, а потом он Вам.

Для развития речи полезно имитировать звуки различных животных и предметов (как говорит петух, курица, лягушка, собака, поросенок, кошка, корова? Какой звук издает паровоз, часы? Как гудит машина? Как звенит будильник? И так далее).

Продолжайте играть с ребенком в развивающие игры и игры направленные на развитие мелкой моторики (пирамидки, стаканчики, пособия с геометрическими фигурами, пазлы, кубики, шнуровки).

Развивайте его творческие способности — рисуйте, лепите, делайте аппликации.

Приучайте ребенка к труду, так в качестве игры можно предложить ребенку разобрать покупки, разложить вещи по местам, помочь повесить белье, полить цветы и так далее.

Очень нравится малышам следующая игра: возьмите наволочку от подушки (или другой подходящий мешок) и сложите в нее разные предметы ( куклу, машинку,зубную щетку, ложку, шарик, кубик и т. п.). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит. Можно устроить соревнование и отгадывать предметы по очереди.

Для малышей этого возраста продается много различных пособий для занятий. Это книжки с наклейками, интересными заданиями, которые помогают в развитие малыша.

Если Вы планируете отдавать ребенка в детский сад, то с 2,5 лет полезно начать приучать его к распорядку, режиму дня и рациону питания, которого придерживаются в конкретном детском саду. Старайтесь обеспечить малышу достаточное общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке. Также уделите внимание укреплению иммунитета малыша. Это будет способствовать более легкой и быстрой адаптации ребенка к новым условиям.

Что должны знать и уметь дети в 2 года — нормы развития ребенка.

Дети растут очень быстро. Еще недавно ваш малыш был совсем крохой, не умеющим даже держать голову, а сегодня это уже весьма подросший, активный и даже немного самостоятельный ребенок.

Для любых родителей нормально волноваться об умственном и физическом формировании своих детей. Именно для того, чтобы развеять все сомнения и опасения, рекомендуется обратить внимание на приведенные ниже нормы развития ребенка в 2 года.

Данные показатели являются ориентировочными, ведь все дети растут и развиваются индивидуально. Однако они дадут представление родителям о том, что должны знать и уметь дети в 2 года.

Физическое развитие ребенка 2 года

Главные показатели правильного физического развития детей двухлетнего возраста – это цифры роста и веса. Мальчики обычно опережают девочек по этим показателям. Примерные параметры должны быть такими:

Полноценное физическое развитие ребенка невозможно без правильного питания. В рационе двухлетнего малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Меню должно быть сбалансированным и разнообразным, а также включать в себя сезонные фрукты и овощи.

Какие физические навыки формируются у ребенка к двум годам?

  1. Уверенная ходьба, бег. Некоторые дети прыгают на одной или двух ногах.
  2. Спуск и подъем по лестнице.
  3. Активно развиваются игры с мячом: ребенок ловит мяч с небольшого расстояния, подбрасывает его вверх и прямо перед собой.
  4. Малыш держит равновесие при ходьбе по узкой доске или по бордюру.
  5. Уверенно перешагивает через препятствия, лежащие на полу.
  6. Мелкая моторика также претерпевает развитие: дети крепко держат карандаш или ложку, начинают пользоваться ими по назначению.
  7. Перелистывание страниц книги тоже не вызывает затруднений.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психологические нормы развития ребенка в 2 года включают в себя следующие аспекты: познавательное развитие и социально-эмоциональное развитие.

Также родители должны помнить, что двухлетнему ребенку сложно заострять внимание на определенном занятии слишком долгое время. Не стоит изнурять малыша длительными «развивашками», толку от этого все равно не будет.

Еще одним немаловажным фактором развития ребенка является эмоциональная атмосфера в доме. Даже самые маленькие дети ощущают на себе чувства и настроение взрослых. Поэтому крайне важно, чтоб все занятия и игры с малышом проходили в спокойной обстановке.

Познавательное развитие

Согласно нормам развития ребенок в 2 года должен освоить следующие навыки:

  • отличать геометрические фигуры;
  • соотносить их с аналогичным изображением на бумаге;
  • отличать предметы по их качествам («мягкий-твердый», «легкий-тяжелый», «холодный-горячий»);
  • собирать и разбирать пирамидку, несложную мозаику;
  • различать до 5 цветов, сортировать предметы по цвету;
  • рисовать линии на бумаге, объяснять, что рисует;
  • сооружать башенки из кубиков;
  • игры уже носят сюжетный характер: ребенок кормит куклу, укладывает спать, купает.

Социально-эмоциональное развитие

Дети в возрасте двух лет становятся весьма коммуникабельными. Они легко находят контакт со своими сверстниками, проявляют заинтересованность по отношению к другим людям. Также дети этого возраста с удовольствием подражают взрослым. Кроме того, 2 года – это период, когда малыш начинает определять себя по половой принадлежности.

Что еще можно заметь в психологическом развитии двухлетки:

  • очень эмоциональное выражение чувств с использованием мимики, вскриков, жестикуляции;
  • первые проявления упрямства при запретах на что-либо;
  • капризы при невозможности достичь желаемой цели;
  • реакция на тон взрослого: ребенок обижается, если с ним грубо разговаривают;
  • желание слышать похвалу и одобрение в свой адрес;
  • стеснение при общении с незнакомыми людьми;
  • подражание взрослым и другим детям;
  • также ребенок в 2 года с удовольствием слушает музыку, танцует под нее, сморит мультфильмы.
  • Испытывает радость от совместных игр с родителями или детьми.

Развитие речи

Речь двухлетки становится более развитой, однако существуют недочеты в произношении. Это абсолютно нормально, со временем малыш научится правильно произносить слова.

Кроме того, ребенок понимает обращенную к нему речь, с ним можно договориться, ему уже можно объяснить что можно, а что нельзя.Словарный запас ребенка двух лет состоит из 300 слов, в речи начинают использоваться прилагательные, местоимения и наречия.

Также речевые нормы развития ребенка в 2 года включают следующие умения:

  • ребенок может по просьбе взрослого показать у себя на лице нос, губы, глаза и т. д.;
  • запоминает небольшие стихи, может договаривать знакомые фразы за взрослыми;
  • в речи начинает использовать простые предложения, однако они еще грамматически не оформлены;
  • задает вопросы, комментирует свои и чужие действия;
  • вместо упрощенных слов начинает произносить правильные;
  • может назвать и показать знакомые предметы на картинке.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

Дети двух лет уже гораздо более самостоятельные. Они могут сами надеть и снять шапку, шарф. Пытаются сами одеваться и раздеваться. Самостоятельно кушают с помощью ложки и пьют из чашки. Также двухлетний малыш умеет пользоваться салфеткой, знает, где лежат его игрушки, одежда.

Без сомнения, все эти навыки и знания ребенку сложно приобрести самостоятельно. Очень важен вклад родителей в развитие малыша. Чтение книг, занятия по обучающим пособиям, развивающие игрушки, активные игры на свежем воздухе – вот на что следует делать упор. А вот количество мультфильмов и просмотр телевизора рекомендуется ограничить.

Зная основные нормы развития ребенка в 2 года, родитель сможет без труда подобрать обучающие занятия, которые помогут направить активность малыша в нужное русло.

Психология и воспитание ребенка 2–3 года — советы родителям

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Читать еще:  Кормящим мамам можно ли грушу

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector