Тест на слух у новорожденных

Как проверить слух у новорожденных в роддоме и самостоятельно: методы исследования и результаты

При рождении ребенок с первых дней проходит консультации у различных специалистов. Одним из обязательных исследований является проведение проверки слуха у новорожденных. Нормальный слух позволяет малышу не только слышать различные звуки, но и дает возможность научиться разговаривать. Определение проблем со слуховым аппаратом, позволяет вовремя отследить проблему и скорректировать ее, благодаря чему младенец будет развиваться в дальнейшем наравне со сверстниками.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме

Несколько человек из тысячи новорожденных детей рождаются с нарушениями слуха разной степени. Этот орган чувств является крайне важным для последующего психического, умственного и социального развития маленького человека.

Чем раньше заподозрить проблемы со слухом, тем быстрее можно принять меры в этом вопросе. Скрининговое исследование слуха проводят прямо в роддоме спустя несколько дней после рождения. Обследование занимает не более 5 минут и может выполняться во время сна ребенка.

Для скрининга обычно назначают исследование отоакустической эмиссии. При возникновении вопросов при получении результатов дополнительно проводят регистрацию слуховых вызванных потенциалов. Проведение этих исследований возможно с первого дня рождения ребенка, они абсолютно безвредные.

Особенности детей с нарушением слуха

Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.

При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.

Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.

У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:

  • трудности с восприятием абстрактных понятий;
  • нарушение связи между причиной и следствием;
  • нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
  • нарушением памяти;
  • эмоциональная заторможенность.

Частичная изоляция от окружающего мира из-за отсутствия слуха и затруднения речевого общения приводят к сложностям в социализации и к трудностям адаптации в обществе и среди сверстников. Это объясняет важность своевременного раннего выявления нарушений слуха и их коррекции с помощью различных методов.

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Такие методы можно выполнять в состоянии сна, и они являются объективными в большинстве случаев, т.е. не зависят от настроения, состояния и личности испытуемого.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Сам прибор представляет собой датчик с электродами, который присоединен к компьютеру, где обрабатывается и визуализируется полученная с датчика информация.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Погрешность исследований

Каждый из методов исследования может иметь погрешность. На результаты влияет квалификация специалиста, проводящего исследование, состояние ребенка во время обследования и другие факторы.

При получении отрицательных результатов при ОАЭ, специалист назначает проведение дополнительных методов исследования, таких как КСВП и консультацию врача-сурдолога. Эти исследования повторяются несколько раз, после чего может быть выставлен диагноз «тугоухость» и определен уровень поражения.

Рефлекс Моро

Младенцы появляются на свет с целым набором безусловных рефлексов, которые впоследствии угасают за ненадобностью. Одним из таких рефлексов является рефлекс Моро. Это непроизвольное вскидывание рук у новорожденных в ответ на воздействие сильного раздражителя, например, громкий звук.

По сути, это рефлекс испуга или защитная реакция. Такой рефлекс может стать косвенным подтверждением того, что ребенок слышит звук и отвечает на него соответствующим образом. Спустя несколько месяцев он самостоятельно угасает.

Важно! У разных детей он проявляется по-разному. Отсутствие рефлекса, при нормальных результатах объективных методов исследования слуха, не должно беспокоить родителей.

Метод Калмыковой

Способ, созданный специалистом Калмыковой, которая подразумевает использование предметов, создающих различные по силе звуки. Для исследования используют пластиковые банки, наполовину заполненные гречкой, горохом и манной крупой.

Суть метода. Для проверки нужно 2 человека. Один играет с ребенком, другой потряхивает над ухом банкой с крупой по очереди (манка, гречка, горох). В идеале ребенок должен отреагировать и на звук уха и на игру.

На практике, этот метод не является диагностически достоверным, поскольку не учитывает особенности психики малыша.

Как проверить слух у новорожденного самостоятельно

Сразу после появления на свет малыш откликается только на резкие звуки. Это проявляется вскидывание ручек, движениями глазных яблок, учащением пульса и сердцебиения или плачем.

Как взрослый может самостоятельно проверить слух у ребенка нескольких месяцев. В ответ на действие звука младенец может:

  1. Проснуться
  2. Широко открыть глаза.
  3. Беспокойно задвигать руками и ногами.
  4. Замереть
  5. Начать глубоко дышать.

Все эти признаки являются косвенными. Ребенок может быть без настроения, уставшим, голодным — что окажет влияние на данные самостоятельно тестирования.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Когда следует обратиться к врачу?

Занимается диагностикой и исследованием нарушения слуха специалист сурдолог. Этот доктор интерпретирует и анализирует результаты различных исследований и выносит диагноз о степени нарушения слуха.

Задача родителей обратиться к доктору как можно раньше, при появлении первых подозрений на проблемы со слуховым аппаратом у малыша. Ранняя диагностика и коррекция современными методами позволяет ребенку услышать мир и стать его полноправным членом.

Детишки и их проблемы

14.05.2019 admin Комментарии Нет комментариев

С 2008 года в России каждому младенцу положено проводить аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявить у малыша проблемы со слухом. Нарушения в работе органов сенсорного восприятия окружающей новорожденного действительности существенно снижают темп его развития и являются результатом врожденных патологий, инфекционных воспалений или родовой травмы.

Такое диагностическое обследование безопасно для здоровья новорожденного и проводится всем детям либо сразу в роддоме (или акушерском стационаре), либо в детской поликлинике по месту жительства родителей младенца. Результаты скрининга заносятся в персональную медицинскую карту. Если по каким-то причинам такая диагностика не была выполнена в родильном отделении сразу после появления малыша на свет, то врач делает ее в амбулаторных условиях в медицинском учреждении, к которому прикрепляется ребенок по месту проживания.

Группы риска по слуху

При прохождении аудиоскрининга врачи выделяют младенцев, входящих в группу риска. В нее входят груднички:

  • у родителей которых есть нарушения слуха, так называемая «отягощенная наследственность»;
  • матери которых во время беременности перенесли инфекционное или вирусное заболевание и в связи с этим проходили медикаментозное лечение;
  • у мам которых в процессе вынашивания наблюдался токсикоз;
  • недоношенные и переношенные;
  • пережившие асфиксию при родах;
  • с низкой массой тела при рождении (менее полутора килограмм);
  • с гемолитической болезнью;
  • с патологией развития отдела головного мозга, отвечающего за восприятие звуков и с отклонениями в работе слухового нерва.

Новорожденные из группы риска с первых дней своей жизни наблюдаются сурдологом. Аудиоскрининг позволяет конкретизировать особенности отклонений в функционировании органа слуха, подобрать наиболее оптимальную терапию и методики работы с врачом-сурдологом.

Тугоухость является не только медицинским, но и социальным заболеванием. Частичная или полная потеря слуха отрицательно сказывается на взрослении малыша, так как восприятие звуков является важным способом ориентации ребенка в пространстве и необходимым условием полноценного развития его речевого аппарата.

Читать еще:  Когда после опороса можно покрывать свинью

Специалисты благодаря отоакустическому тестированию получают возможность индивидуально подбирать для маленьких пациентов программы сурдологической коррекции.

Аудиологический скрининг новорожденных: что это такое и для чего делают

Органы слуха играют ключевую роль в формировании нормальных речевых навыков у малыша и жизненно важных центров головного мозга. Современная высокотехнологичная медицина способна вылечить тугоухость, если квалифицированная врачебная помощь начинает оказываться в первые шесть месяцев жизни младенца. Для этого уже в роддоме новорожденным делают скрининг. Первичную диагностику звуковоспринимающего аппарата необходимо провести в первые три месяца жизни грудничка. Ее результаты позволят установить особенности развития слуха у ребенка и, в случае необходимости, помогут не только правильно подобрать методики лечения диагностированного недуга, но и предотвратить возникающие в результате таких нарушений отклонения в развитии.

Противопоказаний к проведению данной формы диагностики нет.

Как проверяют слух новорожденным

Обычно аудиоскрининг для каждого новорожденного проводится на 3-4 сутки его жизни в условиях роддома врачом-неонатологом с применением современного медицинского оборудования на основе методики отоакустической эмиссии, или ОАЭ. Оценка реакции слухового мозгового центра также может проводиться с помощью электрических импульсов – АBR. Обе методики отличает:

  • детальная точность;
  • неинвазивность и полная безопасность для здоровья младенца;
  • высокая технологичность.

Для диагностики по методу ОАЭ используется специальный высокочувствительный зонд с безопасным ушным вкладышем, который соединен с устройством, фиксирующим реакцию слухового отдела ребенка. Методика АВR предполагает использование электродов, прикладываемых к голове новорожденного.

Если в первый месяц жизни малыша родители не прошли такое обследование в роддоме, то его необходимо провести позже в обязательном порядке, пока младенцу не исполнилось 3 месяца. Аудиологический скрининг делают обычно спящему ребенку, в процедурном кабинете в это время соблюдается тишина.

Выбор техники проведения аудиологического скрининга у новорожденных зависит от наличия того или иного оборудования и подготовленности специалиста, который его проводит. Звук может передаваться при помощи электрических импульсов, полученная активность слухового ствола головного мозга отображается на мониторе приемного устройства. Вся процедура диагностирования занимает 5-15 минут.

Результаты аудиологического скрининга новорожденных

Полученный результат проверки звуковоспринимающего аппарата у новорожденного позволяет вовремя выявить наличие у него патологий в работе слухового отдела мозга. Это особенно важно при наличии угрозы повторения у ребенка аналогичных заболеваний родителей, способных передаваться по наследству.

Аудиологическая аппаратура автоматически выдает ответ о результатах прохождения ребенком тестирования. Информация выдается на табло и содержит два варианта ответов:

  • «Pass» (в переводе – «прошел») – ребенок здоров;
  • «Refer» (в переводе – «обращаться, направлять») – отрицательный или сомнительный результат. Требуется дообследование.

Аппаратура дает возможность по полученному результату сразу оценить состояние слухового ствола головного мозга младенца и, в случае отклонений в его работе, назначить ему дополнительные методики коррекции функционирования органа слуха.

Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом

Если слуховой скрининг у новорожденных завершается результатом «Pass», это значит, что орган слуха у малыша находится в норме, и ему больше не нужно проходить специальных обследований у отоларинголога. При получении результат «Refer» доктор назначает дополнительные диагностические мероприятия. Диагноз «тугоухость» у младенцев сразу не ставится. Врач направляет малыша с мамой на повторное обследование. У здоровых детей оно заканчивается получением такого же результата, как на первом тестировании. Если второе обследование также выявляет проблемы со слухом, детей направляют в сурдологической кабинет детской поликлиники или в специализированный центр коррекции органов слуха.

Особенности аудиоскрининга у недоношенных

У таких младенцев сроки проведения первой диагностики переносятся из-за особенностей их развития и физиологической незрелости. Глубоко недоношенным детям, имевшим подозрения на наличие врожденных патологий, процедуру необходимо проводить на период между 2-й и 6-й неделями после их появления на свет. При преждевременном рождении малыша на 7-м или 8-м месяце протекания беременности аудиоскрининг делается на 14-й день после рождения недоношенного грудничка.

Недоношенных новорожденных врач-педиатр в обязательном порядке наблюдает до и после обследования, так как они относятся к группе риска. Развитие тугоухости у таких пациентов наблюдается чаще из-за того, что отделы головного мозга, отвечающие за слух и слуховой нерв, не успели нормально сформироваться в утробе из-за преждевременного появления младенца на свет.

Следующее обязательное обследование делают ближе к 3-му месяцу жизни таких младенцев, как и детям, рожденным после 260-го дня пребывания в утробе.

Дополнительные методы проверки, если новорожденный не прошел тест на слух

Отсутствие реакции на звуки у грудничка может быть вызвано воспалительными процессами в среднем ухе или центрах мозга, ответственных за слуховое восприятие. Своевременное обнаружение причин тугоухости у новорожденного поможет правильно подобрать для него лечение.

Если аудиологический скрининг у новорожденных показал положительный результат «Refer», врач может назначить дополнительные методики исследования, например анализ крови или диагностики, выявляющие нарушение метаболизма в детском организме.

Аудиоскрининг позволяет не только лечить тугоухость и проводить коррекцию органов слуха, но и помогать малышу в развитии речевого аппарата. Детям с такими проблемами подбирается не только подходящая терапия, но и сурдологический детский сад для полноценного развития.

Как проверяют слух у новорожденных: способы проверки, норма и отклонения, советы специалистов

Слух имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности любого человека. Сразу после появления на свет врачи-неонатологи оценивают общее состояние новорожденного малыша по шкале Апгар. Через некоторое время крохе вновь предстоит пройти обследование — аудиоскрининг. Он помогает определить наличие каких-либо патологий или отклонений слухового анализатора малыша и предотвратить их дальнейшее развитие. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять комплекс необходимых мер для исправления ситуации и нормального развития новорожденного малыша. Именно поэтому многих новоиспеченных родителей волнует, как проверяют слух у новорожденных.

Данное обследование является обязательным для каждого малыша и проводится в стенах родильного дома специалистами детского отделения. Именно поэтому многих новоиспеченных мам интересуют тонкости проведения процедуры, а также показатели нормы и отклонений. Нарушения слуха той или иной степени тяжести обнаруживаются у 3-4 детей из одной тысячи. Как правило, патология выявляется уже в первый месяц жизни малыша.

Именно поэтому аудиоскрининг на ряду с другими исследованиями входит в обязательное комплексное обследование младенцев — скрининг новорожденных.

Что такое аудиоскрининг. Когда проверяют слух у новорожденного малыша

Аудиоскрининг — процедура обследования слухового анализатора новорожденного малыша и детей до шести месяцев. Массовое внедрение исследования слуха в стенах государственных учреждений Российской Федерации произошло не так давно, в 2008 году. Хотя документально должно быть внедрено с 1996-го, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения.

Исследование проводится в два этапа; первый — в стенах родильного отделения через 2-3 дня после рождения младенца, а второй — в стенах детской поликлиники через несколько дней после выписки.

Аудиометрия — без преувеличения самый эффективный способ определения слуховой дисфункции в раннем возрасте.

Цель проверки

Целью проведения обследования является выявление дисфункции слухового анализатора новорожденного на ранних этапах развития. Ранняя диагностика нарушения слуха позволяет увеличить шансы на устранение имеющихся проблем и восстановление нормальной чувствительности слуховых рецепторов.

Несвоевременное обнаружение патологии анализаторной системы способно привести к развитию стойкой тугоухости и, как следствие, к задержке речевого развития.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме? Описание процедуры

Как проверяют слух у новорожденного аппаратом? Обследование проводится в два этапа. Первый — в стенах родильного отделения через несколько дней после появления на свет новорожденного.

  • В ухо спящего малыша специалист вводит наконечник от аудиологического прибора.
  • Затем с помощью специального устройства создается звуковой сигнал, который попадает в наружное ухо крохи через трубку.
  • В завершение прибор фиксирует показатели остроты слуха малыша по данным, предоставленным от электродов, которые, в свою очередь, регистрируют всплески активности в определенных зонах головного мозга младенца при обработке звуковых сигналов, которые производит прибор.

Нельзя проводить обследование, если у ребенка заложен нос. Это может значительно исказить результаты аудиоскрининга.

Второй аудиоскрининг

Где проверить слух ребенка повторно? Второй аудиоскрининг проводится в стенах детской поликлиники через некоторое время после выписки. Повторное обследование проводится в том случае, если во время первого скрининга прибор не смог уловить колебания. Помимо этого, второй этап необходим, когда не было первого обследования (по медицинским показаниям). Как правило, аудиоскрининг проводится в первый месяц жизни малыша.

Новоиспеченные мама и папа очень тщательно должны подготовить своего кроху к повторному обследованию слухового анализатора. Ребенок должен быть накормлен. При себе следует иметь пеленку, пустышку и погремушку (на всякий случай). Очень хорошо, если малыш во время проведения скрининга будет спать. Задача родителей — обеспечить спокойное состояние новорожденного.

Особенности проверки слуха у недоношенных малышей

Процедура проведения обследования слухового анализатора доношенных и недоношенных малышей не имеет существенных отличий. Различия заключаются лишь в сроках проведения аудиоскрининга.

Из-за морфофизиологической незрелости систем обследование у малышей, родившихся раньше положенного срока, проводится несколько позже. Дети, появившиеся на свет до 32 недели включительно, проходят обследование на 2-6 неделе жизни, в зависимости от общего состояния здоровья.

Для малышей, которые родились между 33 и 37 неделями беременности, скрининг проводится на второй или первой неделе жизни. А вот повторный скрининг слуха недоношенного малыша назначается в те же сроки.

Если малыш не прошел аудиоскрининг

Родителям нужно понимать, что отрицательный результат скрининга – не повод обрекать себя и своего малыша. И даже повторный отрицательный результат обследования не может говорить о наличии отклонений или патологии, а лишь служит поводом к дальнейшим исследованиям слуха маленького ребенка.

Методики проверки слуха имеют некоторую погрешность. Так, например, исследование на определение реакции мозга на звук способно дать до 4 % ложных результатов, а результат проверки внутреннего уха может быть неверным в 21 % случаев. Именно поэтому о наличии патологии можно говорить только после аудиологической проверки, которая осуществляется с участием врача-сурдолога. Также проводится ряд дополнительных исследований.

Дополнительное обследование

Если результат аудиоскрининга отрицательный, специалисты дают направление на прохождение дополнительных обследований, в том числе:

  • осмотр и консультация ЛОРа, который оценивает строение уха и ушной раковины малыша;
  • импедансометрия, которая включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию;
  • объективная аудиометрия КСВП;
  • игровая тональная аудиометрия;
  • сурдопедагогическое обследование, на котором педагог, имеющий специальное образование, дает оценку поведенческим реакциям крохи на различные звуки;
  • генетическое обследование, целью которого является определение наличия в организме малыша гена, вызывающего тугоухость.
Читать еще:  С какой недели стимулируют роды

Только по результатам всех вышеперечисленных исследований, специалист может говорить о наличии патологии, о степени тяжести отклонения.

Группы риска

По результатам исследования слухового анализатора ребенка выделяют группы риска по тугоухости. В особом внимании нуждаются малыши, родители которых имеют указанное отклонение. В первые месяцы жизни такие младенцы должны находиться под наблюдением сурдолога.

В группу риска попадают маленькие дети, у которых мать в период беременности перенесла какое-либо инфекционное или вирусное заболевание. Особо опасными являются болезни, перенесенные в первом триместре, в период заложения основных органов и систем организма будущего ребенка.

Причиной появления проблем со слухом могут стать родовые травмы.

Вместо заключения

Слух играет важную роль в жизни каждого человека. Способность слышать позволяет человеку полноценно изучать окружающий его мир, определять опасность и нормально общаться с людьми. Несвоевременное обнаружение проблем со слуховым анализатором у малыша способно привести к серьезным последствиям, в том числе, к глухоте. Именно поэтому с 2008 года во всех родильных домах Российской Федерации стало обязательным аудиологическое обследование. Именно поэтому практически всех мам и пап интересует, как проверить слух у новорожденного ребенка и какова практическая значимость этой проверки.

По результатам скрининга специалисты делают выводы о наличии или отсутствии у новорожденного малыша проблем со слухом. При наличии отрицательного результата обследования, малышу назначается повторный скрининг. При повторном отрицательном результате младенцу необходимо пройти ряд дополнительных исследований, по результатам которого ставится диагноз.

Ранняя диагностика позволяет определить вид патологии, а также предотвращает полную потерю слуха, а также развитие стойкой тугоухости, которая, в свою очередь, чревата задержкой речевого развития.

Многих мам и пап волнует, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях и нужно ли это делать. Да, нужно. Специалисты настоятельно рекомендуют периодически проводить аудиологические исследования в домашних условиях с целью проверить остроту слуха. Для исследования достаточно методик, не требующих наличия специальной аппаратуры. Слух младенца можно проверить с помощью обычной погремушки. Об отсутствии патологий слухового анализатора говорят поведенческие реакции крохи. Если малыш реагирует на голос мамы, папы или близких людей, вероятность наличия проблем минимальна.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

Формирование слуховой функции

Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Как проверить в домашних условиях?

Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет. Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.

Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

  • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
  • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
  • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
  • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

Тест на слух у новорожденного

Когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи?

Органы чувств ребёнка — особенная тема, о которой бы хотелось поговорить. Внутриутробно ребёнок находится в жидкой субстанции – околоплодных водах. Наверное, вы уже неоднократно видели видео, как на УЗИ ребёнок чмокает губами.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Читать еще:  При беременности каким цветом пробка отходит

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Более подробно о том, когда ребёнок начинает видеть и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Методы проверки слуха у младенцев: ABR и ОАЭ тестирования

Слух у младенцев проверяется с помощью двух различных методов : оценки реакции слухового ствола мозга (ABR) или отоакустической эмиссии (ОАЭ). Оба теста являются точными, неинвазивными, автоматизированными и не требует каких-либо поведенческих реакций от ребенка. Какой тест будет использоваться, зависит от выбора программы скрининга, наличия контрольно-измерительных приборов и профессиональной подготовки врача. Оба названных метода весьма эффективны. Однако есть некоторые различия между ними.

Что такое ABR?

Для того чтобы доставить звук, электрические импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг. Ответ ствола мозга на слуховые раздражения (ABR) — это физиологическая мера реагирования мозга на звук.

В этом тестировании проверяется целостность слухового аппарата. Испытание проводится путем размещения четырех-пяти электродов на голове ребенка, после чего разнообразные звуки передаются через небольшие наушники.

Электрическая активность, вырабатываемая нервом, записывается посредством электродов и передается на экран компьютера. Отоларинголог может контролировать громкость каждого звука и определяет самый тихий звук, который ребенок слышит. Для проверки слуха младенцев группы риска используется только один звук, который обычно называется «щелчок». Щелчок – это сочетание из нескольких звуков для тестирования широкой области органов слуха одновременно. Если записывается ответ, соответствующий норме, то младенец «прошел» проверку. Тестирование обычно занимает от 5 до 15 минут.

Что такое ОАЭ?

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это акустический ответ, который получают путем проверки внутреннего уха (улитки), которое реагирует на звуковой раздражитель.

Небольшой зонд с микрофоном и динамиком помещают в ухо спящего ребенка. Звук подается через зонд, после того как улитка обрабатывает звук, электрический импульс передается в ствол мозга. Кроме того, есть и второй дополнительный звук, который не передается по нерву, но приходит обратно в ушной канал ребенка. Этот «побочный эффект» называется отоакустической эмиссией. Данные полученные с помощью датчика представляются графически на экране компьютера. Отоларинголог может определить, какие звуки дали ответ и определить число этих ответов. Если эмиссия наблюдается на звуках критичных для восприятия речи, значит ребенок «прошел» тестирование слуха. Тестирование обычно занимает от пяти до восьми минут.

Какой тест более точный OAE или ABR?

Оба теста имеют свои преимущества и недостатки и используются в зависимости от программы и опыта отоларинголога вместе, либо отдельно.

ОАЭ – простой и эффективный. Тем не менее, ложно-положительный показатель (например, ребенок не прошел тест, но на самом деле имеет нормальный слух) при ОАЭ тестировании превышают показатели ABR. Ложно-положительный показатель при ABR тестировании составляют 4%, если тестирование проводится в течение первых трех дней жизни. Ложно-положительный показатель при ОАЭ тестирования составляется от 5% до 21%, если тестирование проводится в течение первых трех дней жизни. Это большая разница отражает повышенную чувствительность ОАЭ устройства на остатки амниотической жидкости, которые обычно бывают в ушном канале новорожденных.

Что значит, когда ребенок не проходит скрининг?

Новорожденный, который не прошел первый скрининг, не обязательно имеет дефект слуха или глух. Существует много причин, по которым младенец может не пройти эту проверку слуха.

Одной из распространенных причин является то, что в ушном канале все еще может находиться амниотическая жидкость. Эта жидкость блокирует звуковой раздражитель, не давая ему попасть во внутреннее ухо, и поэтому новорожденный не проходит тест.

Кроме того, жидкость в среднем ухе, (пространство за барабанной перепонкой) может блокировать звуковой раздражитель и привести к ложно-положительному показателю. После решения этой проблемы, ребенок обычно проходит повторный скриниг. Таким образом, важно, чтобы прошла, как минимум неделя после первого скрининга, чтобы дать возможность жидкости испариться.

В чем разница между первоначальным скринингом и полной диагностикой слуха?

Основное различие между полной диагностикой и скринингом – это количество информации, собираемой в ходе сессии. Например, если ребенок не проходит скрининг, это еще не доказывает наличие тугоухости, и не определяет степени снижения слуха в настоящий момент, а также не устанавливает, является ли снижение слуха постоянным или временным. Полная диагностика, как правило, дает ответы на эти вопросы. Полная диагностика занимает больше времени и требует более тесного взаимодействия с младенцем. Как правило, это более интенсивный тест ABR с использованием различных раздражителей. Для перекрестной проверки результатов ABR проводится OAE. Для успешного проведения этого исследования ребенок должен спать более 45 минут.

Если у ребенка обнаружено снижение слуха, что делать дальше?

Способность ребенка к компенсации потери слуха будет зависеть от типа и степени потери слуха.

Проводящее снижение связано с проблемами во внешнем или среднем ухе. Это вид тугоухости, возникает вследствие инфекции в среднем ухе или пороков развития уха и связанных с ними структур. Как правило, такие повреждения корректируются медикаментозным лечением или хирургическим вмешательством.

Иногда, проводящее снижение слуха не может быть исправлено хирургическим методом. В этом случае для коррекции слуха успешно используются слуховые аппараты.

Нейросенсорное снижение слуха указывает на проблемы во внутреннем ухе или на проблемы с ушным нервом (слуховым нервом). Такого рода снижение слуха, как правило, не лечится. В таких случаях для коррекции слуха используются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты.

Аудиотест (тест на слух) в роддоме.

Девочки, очень нужны ваши советы.

Сыну в роддоме делали аудиотест, врач сказала, что тест не прошел, ни одно ушко ((( Я спросила, значит ли это, что он не слышит, она сказала, что нет, просто тест не прошел. И что мы его будем проходить в месяц в поликлинике. Сказала, что много деток с первого раза не проходят. Врач, которая приходит к нам домой, тоже говорит, чтобы не переживали. Но мамочки маленьких деток, тем более, кто первый раз через это все проходит, понимают, что не переживать не очень-то получается. Я все пытаюсь замечать за сыном, реагирует ли? И никак не могу понять. Сейчас сыночку 2 недели. Обчиталась уже кучу литературы((( Подскажите, может кто сталкивался с такой же проблемой и как все закончилось? И когда вы заметили, что ваши детки реагируют на звуки.

Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

У меня с доней была такая же ситуация( Я очень переживала, педиатр в роддоме ничего путного сказать не могла, врач и медсестра из поликлинники сказали у них такое впервые(

В 1месяц пришли а у нас этот аудиотест сломан, я просила направление сурдологу, на что лор ответила, что сейчас нет смысла.

В итоге я прыгала вокруг ребенка с погремушками, и мне казалось она не реагирует( Иногда могла голову повернуть, но не всегда! Мои тревоги возрастали… Наверное полностью поняла что она слышит месяца в 3, но к этому времени что только в голову не лезло(

В итоге аудиотес починили только когда нам было 6 мес, мы его прошли!!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector